Задачи изучения дисциплины



Дата04.07.2018
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Изучение данной дисциплины в комплексе с другими дисциплинами географического профиля позволяет сформировать профессионально подготовленного специалиста и гармонически развитую личность.

Основной целью учебной дисциплины является формирование на основе компетентностного подхода у студентов знаний, умений и навыков в области изучения географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей. Наиболее общим для географии является закон географической зональности, поэтому в курсе общего землеведения прежде всего рассматриваются факторы, формирующие географическую оболочку и основную ее структурную особенность – горизонтальную (широтную) зональность. Законы эволюции, целостности, круговоротов вещества и энергии, ритмичности рассматриваются для всех сфер географической оболочки с учетом экологических условий.

Задачи изучения дисциплины:

- освоение и формирование базового понятийно-терминологического аппарата, методики изучения географической оболочки;

- выявление структурных особенностей, пространственной дифференциации географической оболочки;

- познание основных географических законов и закономерностей;

- выявление взаимосвязей между компонентами географической оболочки;

- выявление и познание современных экологических проблем, происходящих в географической оболочке и приобретение навыков выбора путей решения данных проблем.

В ходе изучения дисциплины большое внимание уделяется: работе студентов с картами общего и специального назначения (физическая, климатическая карты, карта строения земной коры, орографическая карта, карты климатических поясов и природных зон); выполнению индивидуальных комплексных заданий по изучению основных законов географической оболочки. Разработаны задания в тестовой форме для текущего и итогового контроля знаний студентов.

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

- происхождение, строение, движения, свойства Земли и их географические следствия;

- структуру географической оболочки, состав и свойства ее основных частей, общие географические закономерности ее развития и функционирования;

- экологические проблемы, возникающие в географической оболочке.



уметь:

- объяснять основные природные явления, происходящие в сферах географической оболочки;

- объяснять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и процессами, происходящими в ней;

- формулировать основные географические закономерности и определять границы их проявления;

- пользоваться разными источниками географической информации и иметь навыки их реферирования.

владеть:

- навыками работы с географическими картами;

- методикой составления комплексных физико-географических профилей;

- навыками самостоятельного изучения современных географических проблем, включая глобальные экологические проблемы;

- навыками получения дополнительной информации с использованием современных технических средств.

Преподавание дисциплины базируется на тесной связи с дисциплинами: «Метеорология и климатология», «Гидрология», «Геоморфология».

В результате освоения программы учебной дисциплины «Общее землеведение» специалист должен владеть следующими академическими компетенциями:

АК-1 (уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач).

Профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности:

ПК-1 (определять проблемы в области наук о Земле и осуществлять постановку научных задач, представляющих как теоретический интерес, так и практическую значимость в области глобального и регионального природопользования).

ПК-9 (выполнять полевые и лабораторные исследования состояния отдельных природных компонентов, природных, природно-антропогенных и социально-экономических комплексов).

ПК-10 (оценивать последствия антропогенного воздействия на землю и другие компоненты окружающей среды, разрабатывать приемы территориальной оптимизации среды жизнедеятельности населения).

Профессиональными компетенциями в инновационной деятельности:

ПК-38 (знать современные проблемы природопользования, определять цели инновационной деятельности и способы их достижения).

Учебная дисциплина «Общее землеведение» относится к циклу общенаучных и общепрофессиональных дисциплин (государственный компонент).

На изучение дисциплины в соответствии с учебными планами отведено 160 часов (4 зачетных единицы), из них аудиторных – 72, в том числе лекционных – 40, практических – 14, семинарских – 10, УСР – 8. Предусматривается курсовая работа. Итоговый контроль знаний рекомендуется осуществлять в форме экзамена.

Форма получения высшего образования – дневная.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. География в системе наук о Земле.

Предмет изучения общего землеведения; методы, история науки


География в системе наук о Земле, ее дифференциация и связи с другими науками. Общее землеведение – фундамент цикла физико-географических дисциплин. Объект и предмет изучения общего землеведения. Понятие о географической оболочке.

История развития общего землеведения. Античный период. Период средневековья. Становление общего землеведения в 18-19 вв. Развитие общего землеведения в 20-21 вв. Основоположники учения о географической оболочке: А. Гумбольдт, Л. С. Берг, А. А. Григорьев, В. В. Докучаев, В. И. Вернадский, С. В. Калесник. Современный этап развития науки, космическое землеведение. Методы современного землеведения: постановка эксперимента, системный анализ, картографирование. Научные и практические задачи.


Тема 2. Планета Земля в Солнечной системе и Космосе
Космические и планетарные факторы формирования географической оболочки. Основные представления о Солнечной системе и планетах. Солнце – центральная звезда Солнечной системы. Солнечно-земные связи.

Планета Земля. Форма и размеры Земли, значение для формирования географической оболочки. Движения Земли. Орбитальное движение Земли, географические следствия. Осевое вращение Земли, географические следствия. Выражение закона Кориолиса. Движение системы Земля – Луна.

Гравитационное поле Земли. Роль гравитации в дифференциации земного вещества. Понятие изостазии. Земной магнетизм. Влияние на геофизические процессы.
Тема 3. Внутреннее строение и состав Земли
Методы изучения внутреннего строения Земли. Земная кора, мантия, ядро: физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Источники внутренней энергии Земли. Возраст Земли. Геохронология.
Тема 4. Литосфера – твердая оболочка Земли
Строение, мощность, различия в северном и южном полушариях. Концепции развития литосферы. Теория литосферных плит (новая глобальная тектоника), основные положения. Географическое расположение и значение для строения литосферы срединно-океанических хребтов.

Движения литосферы. Эпейрогенез, орогенез: причины возникновения и следствия. Эпохи горообразования, их влияние на эволюцию географической оболочки. Географическое распространение горных систем разного возраста. Возрожденные горы.

Основные морфоструктуры Земли. Платформы: строение, географическое распространение, роль в строении литосферы. Геосинклинали: строение, эволюция, географическое распространение. Современные тектонические проявления: вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины.

Мегарельеф Земли. Гипсографическая кривая. Средняя высота суши. Закономерности размещения горных систем, нагорий, плато, равнин, низменностей. Строение дна океана.

Экзогенные процессы в литосфере. Деятельность поверхностных и подземных вод, ледников, ветра, волн.
Тема 5. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Происхождение, строение, газовый состав атмосферы. Тропосфера: мощность, состав, значение для географической оболочки Земли. Тепловые процессы в атмосфере. Солнечная радиация, ее широтно-поясное распределение и преобразование земной поверхностью. Тепловой баланс, его составляющие.

Динамика атмосферы. Воздушные массы, их свойства и распространение. Законы атмосферного давления.

Барические центры, их происхождение и влияние на атмосферные процессы. Общая циркуляция воздушных масс в тропосфере. Основные закономерности. Связь с типами ветров. Постоянные, переменные, местные ветры, их влияние на погоду и климат.

Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Источники, значение, распространение. Осадки. Зависимость осадков от природных факторов, зональность. Области максимального и минимального увлажнения, причины, формирующие их.

Погода и климат. Процессы и факторы климатообразования. Классификация климатов. Типы климатов (по Б. П. Алисову), их основные свойства.
Тема 6. Гидросфера Земли
Структура гидросферы. Свойства природных вод. Мировой океан: распространение, площадь, глубина, структура, климатическое значение. Физико-химические свойства вод Мирового океана. Динамика Мирового океана и волновые явления. Приливы и отливы как следствие проявления закона всемирного тяготения. Типы, свойства и причины возникновения океанических течений. Циркуляционные системы течений в Мировом океане. Океан – источник минеральных и биологических ресурсов. Типы океанических отложений. Горизонтальные и вертикальные зоны Мирового океана. Живые организмы и их распространение. Экологические проблемы Мирового океана.

Воды суши: реки, озера, подземные воды. Географическое распространение. Отличия физических и химических показателей пресных водоемов от морских.

Криосфера Земли. Площадь и типы материковых и горных ледников. Их значение в формировании географической оболочки в современный период и в древние эпохи. Подземное оледенение: причины возникновения, распространение, свойства, значение для географической оболочки.
Тема 7. Биосфера Земли
Сущность понятия и свойств. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ее эволюции и ноосфере. Основные законы биосферы. Разделение живых организмов по типу обмена веществ. Биологический круговорот и продуктивность органического вещества. Значение органического вещества в развитии и преобразовании географической оболочки. Контактные зоны и барьеры в географической оболочке. Экологические проблемы биосферы.
Тема 8. Педосфера
Образование почвы. Факторы и процессы почвообразования и их влияние на формирование почвенного покрова в различных природных зонах. Типы и свойства почв. Антропогенное влияние на свойства почв.
Тема 9. Дифференциация географической оболочки.

Понятие о географическом ландшафте


Общие представления о ландшафтах. Классификация ландшафтов и значение в формировании географической оболочки.
Тема 10. Общие законы и закономерности географической оболочки
Общие законы и закономерности географической оболочки по С.В. Калеснику. Целостность явлений и процессов в географической оболочке. Круговороты вещества и энергии как основа эволюции географической оболочки. Примеры в литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. Закон проявления зональности и азональности – основа комплексности географической среды. Общие черты и различия. Природные пояса и зоны как показатель солнечно-земных связей и экологических закономерностей. Ритмические явления как стимул движения и развития природы. Показатели и значение асимметрии и дисимметрии в географической оболочке.
Тема 11. Человек и географическая среда (антропосфера)
Современные взгляды на происхождение человека. Появление человека разумного – Homo sapiens. Основные расы. Проявление деятельности человека в преобразовании географической оболочки.
Тема 12. Экологические проблемы географической оболочки
Глобальные изменения географической оболочки: естественные и антропогенные факторы. Понятие глобальных экологических проблем. Экологические проблемы атмосферы: парниковый эффект и изменение климатов Земли, разрушение озонового экрана. Экологические проблемы гидросферы: нефтяное, радиоактивное загрязнение вод Мирового океана, изменение уровня океана при условии потепления климата и таяния ледникового покрова. Экологические проблемы литосферы. Проблема опустынивания и смещения природных зон. Нарастание экологических проблем, связанных с недостатком минеральных и энергетических ресурсов для многих стран и народов.

Роль биосферных заповедников и национальных парков в сохранении генофонда живых организмов и природных ландшафтов (на примере Беларуси). Роль международных объединений (ЮНЕСКО, ЮНЕП и др.) в организации экологического мониторинга. «Красные книги», их значение.



ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Предусмотрено выполнение курсовой работы учебным планом. Курсовая работа по дисциплине «Общее землеведение» ориентирована на углубленное изучение основных закономерностей географической й оболочки, форм рельефа, климатических характеристик, взаимодействия отдельных частей географической оболочки. Выполнение курсовой работы под руководством научного руководителя на выбранную студентом тему позволяет получить навык самостоятельного проведения географического исследования и аналитической разработки проблемы, а также обосновать и сформулировать пути ее решения. Курсовая работа должна содержать элементы научного исследования, которые формируются на основе обобщения и анализа фактического материала. При выполнении курсовой работы студент использует знания, умения и навыки, полученные им при изучении дисциплины «Общее землеведение», а также смежных дисциплин. Качество подготовки курсовой работы определяется по ее структуре, наличию обзора научной литературы по исследуемой проблеме, теоретической и аналитической разработке, аргументации и обоснованности рекомендательной части. Степень овладения студентом исследуемыми вопросами, методами географического анализа, применяемыми в процессе выполнения курсовой работы, определяется по результатам ее защиты. Цель подготовки и защиты курсовой работы по дисциплине состоит в формировании у студентов целостного представления по выявлению и разработке сложных географических проблем.

Курсовая работа должна содержать аннотацию на трех языках, введение, основную часть (не менее 3 глав), заключение, список использованных источников.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Номер
раздела,
темы

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Количество часов

УСР


Форма контроля

знаний


Лекции

Практические

занятия


Семинарские

занятия


Лабораторные

занятия


Иное

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Общее землеведение (72 ч.)

40

14

10

-




8




`1


География в системе наук о Земле. Предмет изучения общего землеведения, методы, история науки

2

-

-

-







Устный опрос

2

Планета Земля в Солнечной системе и Космосе

4

2

-

-










2.1

Основные представления о Галактике и Солнечной системе. Солнечно-земные связи.

2

-

-

-








2.2

Форма и размеры Земли. Осевое вращение Земли. Роль гравитации в дифференциации земного вещества.

2

-

-

-

-

-

Контроль знаний в тестовой форме

2.4

Орбитальное вращение Земли, географические последствия

-

2

-

-

-

-

Проверка практической работы




1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Внутреннее строение и состав Земли

2

2

-

-










3.1


Методы изучения внутреннего строения Земли. Земной магнетизм. Возраст Земли. Геохронология.

2

-

-

-

-

-

Контроль знаний в тестовой форме

3.2

Земная кора, мантия, ядро: физические свойства и химический состав.

-

2

-

-

-

-




4

Литосфера – твердая оболочка Земли

8

4

2

-




4




4.1

Строение, мощность, различия в северном и южном полушариях. Концепции развития литосферы. Теория литосферных плит, основные положения.

2

-

-

-




2

Построение КФГП, выполнение заданий в рабочей тетради

4.2

Построение гипсометрического профиля

-

2

-

-

-

-

Проверка практической работы

4.3

Движения литосферы. Эпохи горообразования. Основные морфоструктуры Земли и их географическое распространение.

4

-

-

-




2

Построение КФГП




1

2

3

4

5

6

7

8

9

4.4

Современные тектонические проявления: вулканизм и землетрясения.

-

2

-

-

-

-

Проверка практической работы

4.5

Мегарельеф Земли. Гипсографическая кривая. Закономерности размещения форм рельефа. Экзогенные процессы в литосфере.

2

-

-

-

-

-

Контроль знаний в тестовой форме

4.6

Рельеф Земли, закономерности его размещения

-

-

2

-

-

-

Семинар

5

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

8

4

2

-




2




5.1


Атмосфера – происхождение, состав, строение. Тепловые процессы в атмосфере. Солнечная радиация.

2

-

-

-

-

2

Построение КФГП

5.2

Построение климатического профиля

-

2

-

-

-

-

Проверка практической работы

5.3

Динамика атмосферы. Воздушные массы, их свойства и распространение. Законы атмосферного давления. Ветры.

2

-

-

-







Контроль знаний в тестовой форме

5.4

Принципы общей циркуляции атмосферы

-

2

-

-

-

-

Проверка практической работы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

5.5

Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Осадки.

2

-

-

-







Устный

Опрос


5.6

Погода и климат. Процессы и факторы климатообразования. Типы климатов (по Б.П. Алисову), их основные свойства.

2

-

-

-







Устный опрос

5.7

Классификация климатов

-

-

2

-

-

-

Семинар

6.

Гидросфера Земли

4




2

-










6.1

Мировой океан. Физико-химические свойства вод мирового океана. Динамика Мирового океана.

2

-

-

-

-

-

Устный опрос

6.2

Структура гидросферы. Свойства природных вод

-

-

2

-

-

-

Семинар

6.3

Воды суши. Криосфера Земли. Экологические проблемы гидросферы.

2

-

-

-







Контроль знаний в тестовой форме.

7

Биосфера Земли

2




2

-










7.1

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее эволюции и ноосфере. Биологический круговорот и продуктивность органического вещества.

2

-

-

-







Устный опрос

7.2

Биосфера. Биологическая продуктивность.

-

-

2

-







Семинар




1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

Педосфера

2

-

-

-










8.1

Учение В.В. Докучаева о почвах. Основные типы почв. Почвенная зональность.

2

-

-

-







Контроль знаний в тестовой форме

9

Дифференциация географической оболочки. Понятие о географическом ландшафте

2

-

-

-










9.1

Понятие о географическом ландшафте, природные и антропогенные ландшафты

2

-

-

-










10

Общие законы и закономерности географической оболочки

2

2

2

-




2




10.1

Общие законы и закономерности географической оболочки. Целостность в географической оболочке. Круговорот вещества и энергии. Географические пояса и природные зоны.

2

-

-

-




2

Устный опрос

10.2

Круговорот вещества и энергии. Построение комплексного физико-географического профиля

-

2

2

-

-

-

Построение и анализ (описание) КФГП

Семинар




1

2

3

4

5

6

7

8

9

11


Человек и географическая среда

2

-

-

-










11.2


Современные взгляды на происхождение человека. Основные расы.

2

-

-

-







Контроль знаний в тестовой форме

12.

Экологические проблемы географической оболочки

2




-

-




-




12.1


Экологические проблемы географической оболочки. Роль биосферных заповедников и национальных парков в сохранении биоразнообразия Земли. Международные организации и экологический мониторинг.

2




-

-




-

Контроль знаний в тестовой форме



IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Гледко, Ю.А. Общее землеведение: Учебное пособие / Ю.А. Гледко. – Минск.: Вышэйшая школа, 2015. - 320 с.

  2. Гледко Ю.А. Курс лекций по общему землеведению/ Ю.А. Гледко, М.В. Кухарчик. – Мн., 2008. – 205 с.

  3. Гледко Ю.А. Практикум по общему землеведению/ Ю.А. Гледко, Е.В. Матюшевская. – Мн., 2006. – 96 с.

  4. Савцова Т. М. Общее землеведение/ Т.М. Савцова – М., 2003. – 416с.

  5. Селиверстов Ю. П. Землеведение/ Ю.П. Селиверстов, А.А. Бобков. – М., 2004. – 512 с.


Дополнительная

  1. Вернадский В. И. История природных вод / В. И. Вернадский; отв. ред. С. Л. Шварцев, Ф. Т. Яншина. – М., 2003. – 750 с.

  2. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. – Ростов-н/Д., 1996. – 480 с.

  3. Гледко Ю.А. Гидрогеология: учебное пособие/Ю.А. Гледко. – Минск: Высшая школа, 2012. – 446 с.

  4. Гледко Ю.А. Землетрясения Земли и их влияние на географическую оболочку / Ю.А. Гледко, Е.В. Логинова // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2010. - № 6. – С. 3-11.

  5. Гледко, Ю.А. Краеведческий подход в преподавании «Общего землеведения» на географическом факультете БГУ / Ю.А. Гледко // Краеведение в учебно-воспитательном процессе школ и вузов: Сб. мат-лов IV республиканской научно-практ. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения Л.Е. Немцовой, Брест, 3-4 февраля 2017 г. Брест Гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол.: И.В. Абрамова, Т.А. Шелест, О.И. Грядунова. - Брест: БрГУ, 2017. - С. 109-112.

  6. Гледко, Ю.А. Национальные парки Чили (Южная часть) /Ю.А. Гледко, Е.В. Логинова//Геаграфiя: - 2016. - № 2. - С. 3-11.

  7. Гледко, Ю.А. Национальные парки Чили (Северная и Центральная части) /Ю,А. Гледко, Е.В. Логинова//Геаграфiя: - 2016. - № 3. - С. 3-9.

  8. Гледко, Ю.А. Национальные парки Чили (Северная и Центральная части) /Ю.А. Гледко, Е.В. Логинова//Геаграфiя - 2016. - № 4. - С. 3-8.

  9. Гледко, Ю.А. Национальные парки Озерного района Чили/ Ю.А. Гледко, Е.В. Логинова//Геаграфiя: - 2016. - № 2. - С. 3-14.

  10. Гледко Ю.А. Общее землеведение: учебно-методический комплекс для студ. геогр. специальностей/Ю.А. Гледко, П.С. Лопух. - Новополоцк: ПГУ, 2011. – 304 с.

  11. Гледко, Ю. А. Общее землеведение [Электронный ресурс]: электронный учеб.–метод. комплекс / Ю. А. Гледко; БГУ, Географический фак., Каф. общего землеведения и гидрометеорологии. – Электрон. текстовые дан. – Минск : БГУ, 2015. – 38 с., 8 презент. – Библиогр.: с. 33–36. – Загл. с экрана. – № 004203092015. Деп. в БГУ 03.09.2015. http://elib.bsu.by/handle/123456789/122581

  12. Гледко Ю.А. Словарь специальных терминов по общему землеведению: для студентов геогр. спец./Ю.А. Гледко, О.М. Ковалевская. - Мн.: БГУ, 2009. – 46 с.

  13. Глобальные проблемы биосферы. – М., 2003. – 200 с. (Чтения памяти акад. А. Л. Яншина. Вып. 1).

  14. Догановский А. М. Гидросфера Земли/А.М. Догановский, В.Н. Малинин. – С-Пб., 2004. – 629 с.

  15. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки. – М., 2004. – 400 с.

  16. Калесник С.В. Основы общего землеведения / С.В. Калесник. – М., 1955. – 464 с.

  17. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли / С.В. Калесник. – М., 1970. – 283 с.

  18. Киселёв В. Н. Основы экологии. – Мн., 2002. – 383 с.

  19. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х кн. Кн. 1. Общая характеристика мира / В.П. Максаковский. – М., 2006. – 495 с.

  20. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х кн. Кн. 2. Региональная характеристика мира / В.П. Максаковский. – М., 2007. – 480 с.

  21. Семенченко Б. А. Физическая метеорология. – М., 2002. – 415 с.

  22. Современные глобальные изменения природной среды. В 2-х томах. Т. 1. – М., 2006. – 696 с.

  23. Современные глобальные изменения природной среды. В 2-х томах. Т. 2. – М., 2006. –776 с.

  24. Творцы отечественной науки. Географы / отв. ред. и составитель В.Ф. Есаков. – М., 1996. – 576 с.

  25. Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. – М., 2001. – 528 с.

  26. Экологические функции литосферы / под ред. В. Т. Трофимова. – М., 2000. – 432 с.


Справочные материалы

  1. Бердышев С. Н. Популярный географический энциклопедический словарь. – М., 2002. – 768 с.

  2. Географический энциклопедический словарь / под ред. В. М. Котлякова. – М., 2003. – 903 с.

  3. Геаграфія ў тэрмінах і паняццях: энцыкл. даведнік. – М.: БелЭН, 2003. – 352 с.

  4. Гледко, Ю.А. Радиоэкология и радиационная защита: энциклопедический справочник /М.Г. Ясовеев, Г.Н. Капора, Н.Н. Цыбулько, А.В. Дубман, Ю.А. Гледко и др.; под научн. ред. М.Г. Ясовеева, Н.Н. Цыбулько. – Минск: БГПУ, 2017. – 288 с.

  5. Левашов Е. А. Географические названия: слов.-справ. – СПб., 2000. – 602 с.

  6. Реймерс Н. Ф. Природопользование: слов.-справ. – М., 1990. – 637 с.

  7. Российский энциклопедический словарь: 2 кн / гл. ред. А. М. Прохоров. – М., 2000. – 1023 с.


Атласы

    1. Атлас мира. – М., 2000. – 448 с.

    2. Атлас стран мира. – М., 2003. – 103 с.

    3. Большой атлас школьника. – М., 2000. – 180 с.

    4. Большой географический атлас мира / пер. с исп. И. М. Вершининой, Н. А. Врублевской. – М., 2004. – 432 с.

    5. Географический атлас мира / пер. с нем. – М., 1999. – 224с.

    6. Географический атлас мира. – М., 1997. – 96 с.

    7. Географический атлас учителя: пособие для учителей учреждений общего среднего образования / Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. – Минск: Белкартография, 2017. – 392 с.

    8. Нацыянальны атлас Беларусi. – Мн., 2002. – 292 с.

    9. Обзорно-географический атлас мира. – М., 2003. – 177 с.


Перечень используемых средств диагностики

Для диагностики знаний студентов рекомендуется использовать следующие средства и формы контроля:

– устный опрос;

– коллоквиум

– компьютерное тестирование

– проверка расчетно-графических работ

– защита рефератов

– экзамен.




Приложение 1. Примерный перечень заданий УСР
Тема «Литосфера – твердая оболочка Земли» - 4 часа

Построение гипсометрического профиля


Варианты заданий по построению гипсометрического профиля


Вариант

Меридиан

Полушарие

1

120 в.д.

СП

2

110 в.д.

СП

3

100 в.д.

СП

4

90 в.д.

СП

5

80 в.д.

СП

6

70 в.д.

СП

7

60 з.д.

ЮП

8

20 в.д.

ЮП

9

10 в.д.

ЮП

10

70 з.д.

ЮП

11

50 з.д.

ЮП

12

130 в.д.

ЮП

13

120 в.д.

ЮП

14

140 в.д.

ЮП

15

30 в.д.

ЮП


Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Построение климатического профиля


Варианты заданий по построению климатического профиля


Вариант

Меридиан

Полушарие

1

120 в.д.

СП

2

110 в.д.

СП

3

100 в.д.

СП

4

90 в.д.

СП

5

80 в.д.

СП

6

70 в.д.

СП

7

60 з.д.

ЮП

8

20 в.д.

ЮП

9

10 в.д.

ЮП

10

70 з.д.

ЮП

11

50 з.д.

ЮП

12

130 в.д.

ЮП

13

120 в.д.

ЮП

14

140 в.д.

ЮП

15

30 в.д.

ЮП

\
Тема «Общие законы и закономерности географической оболочки»

Построение комплексного физико-географического профиля
Варианты заданий по построению комплексного физико-географического профиля


Вариант

Меридиан

Полушарие

1

120 в.д.

СП

2

110 в.д.

СП

3

100 в.д.

СП

4

90 в.д.

СП

5

80 в.д.

СП

6

70 в.д.

СП

7

60 з.д.

ЮП

8

20 в.д.

ЮП

9

10 в.д.

ЮП

10

70 з.д.

ЮП

11

50 з.д.

ЮП

12

130 в.д.

ЮП

13

120 в.д.

ЮП

14

140 в.д.

ЮП

15

30 в.д.

ЮП

V. ПРОТОКОЛ
СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ



Название

учебной дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу
(с указанием даты и номера протокола)

1. Метеорология и климатология


Общего землеведения и гидрометеорологии

Нет

Изменения не требуется

протокол № 6 от 24.01.2017 г.



2. Геоморфология


Общего землеведения и гидрометеорологии

Нет

Изменения не требуется протокол № 6 от 24.01.2017 г.

2. Гидрология

Общего землеведения и гидрометеорологии

Нет

Изменения не требуется протокол № 6 от 24.01.2017 г.



VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год




п/п


Дополнения и изменения

Основание







Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего землеведения и гидрометеорологии

(протокол № ____ от ________ 20 _ г.)

Заведующий кафедрой

д.г.н., профессор ____________ П.С. Лопух

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета



д. с.-х. н., профессор _____________ Н.В. Клебанович

(подпись)
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Вовк О. И. Историко-биографические публикации в историографическом преломлении
123456789 -> Экзаменационные вопросы по дисциплине Геоэкология человека для студентов 5 курса отделения специальности 1-33 01 02 Геоэкология
123456789 -> Беларускі дзяржаўны універсітэт
123456789 -> Необходимость геодинамического районирования городских территорий на примере г. Гомеля
123456789 -> Определение общих методологических проблем науки
123456789 -> Вопросы экзаменационных билетов по курсу Исторической геологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница