Учебное пособие Под ред д. м н. Савельева В. Н., к э. н. Мартыненко В. Ф. Ижевск Издательство "Вектор" 1997



страница1/10
Дата06.03.2019
Размер2.46 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ОСНОВЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Учебное пособие
Под ред. д.м.н. Савельева В.Н.,

к.э.н. Мартыненко В.Ф.

Ижевск

Издательство “Вектор”

1997

Предисловие
Совершенствование организации здравоохранения и результативность его реформирования в значительной степени зависят от эффективности управления на всех уровнях. В свою очередь, управленческий процесс базируется на научно обоснованных системах информационного обеспечения и на применяющихся при этом технологиях. Все эти понятия чрезвычайно важны и взаимосвязаны между собой, что и предопределило выделение специального курса медицинской информатики и управления в рамках кафедры социальной медицины, экономики и организации здравоохранения Ижевской медицинской академии. Выделение такого курса предусматривало достижение двух основных целей - закрепление у студентов практических навыков пользования персональными ЭВМ и формирование понимания роли врача в совершенствовании управления и развитии компьютерных технологий.

Необходимо отметить, что реализация первой цели, позволяющая ответить на вопрос - “Как пользоваться ЭВМ?” - более проста и доступна. Этому способствует все возрастающая распространенность ЭВМ, в том числе не только на различных кафедрах медицинской академии, но и в школах и дома. Сказывается и наличие многочисленных практических пособий (такое пособие применительно к здравоохранению в 1996 г. было разработано на кафедре социальной медицины, экономики и организации здравоохранения ИГМА совместно со специалистами ИВЦ Минздрава Удмуртской Республики).

Более проблематично достижение второй цели, позволяющее получить ответ на вопрос “Для чего это нужно?” Предназначение врача в развитии АСУ - научиться ставить задачи перед разработчиками систем управления и компьютерных технологий в медицине. А для этого необходимо глубоко понимать суть любого управленческого процесса, - независимо от того, базируется ли управление на средствах вычислительной техники или на традиционных технологиях обработки информации.

Многолетний опыт участия в научно-практической подготовке управленческих кадров свидетельствует, что многие из руководителей, ежедневно реализуя управление на практике, - при первом общении на семинарах и учебах по повышению квалификации не могут четко сформулировать определение понятия “управление”, охарактеризовать его содержание, функции, методы, технологию, критерии для оценки эффективности, и т.п. Неудивительно, что это характерно и для студентов всех факультетов медицинской академии.

Причина отмеченного, с одной стороны, кроется в чрезвычайной сложности управления вообще, в трудной формализуемости управленческого процесса, в отсутствии единых методических подходов к комплексному рассмотрению этой проблемы. С другой стороны, отсутствуют доступные учебные пособия по научным основам управления здравоохранением. Последнее обстоятельство не позволяет осуществлять целенаправленное обучение по этой проблематике. Все сказанное в определенной степени относится и к информатизации здравоохранения, в том числе на основе компьютерных технологий.

На восполнение вышеназванных пробелов направлено настоящее учебное пособие. Все замечания и предложения по содержанию пособия будут восприняты с признательностью.

Глава 1

Основы научного управления здравоохранением

1.1. Структуризация представления о научном
управлении здравоохранением

Управление вообще и управление здравоохранением в частности - вопрос актуальный, до конца еще не изученный, и привлекающий все большее внимание и исследователей, и практиков-руководителей, и рядовых работников всех рангов и специальностей. Это объясняется универсальностью предмета управления, и пронизыванием им всех сторон жизни и деятельности человека.

Процессы управления любыми объектами - будь то предприятие, больница, лечебное отделение, здравоохранение региона или отрасль народного хозяйства - имеют общие черты, что позволяет изучать эти процессы абстрактно, вне связи их с какими-либо объектами. Как без владения общими основами управления невозможно управлять никаким конкретным объектом, так и без досконального знания специфики конкретных объектов нельзя создать эффективную систему управления ими. Научный анализ управления и поиск путей повышения его эффективности возможны лишь при комплексном рассмотрении управления.

Начало формирования социального управления связывают с зарождением письменности несколько тысячелетий назад, что привело к образованию слоя людей, связанных с торговыми операциями. В работах древних греков и мыслителей более позднего времени есть указания на наличие выраженной функции управления. Так, Платон рассматривал искусство управления кораблем или колесницей, искусство править людьми, или в общем виде то, чем можно управлять, а Ксенофонт в своих сочинениях ввел понятие “управляемости”. Ампер в 1934 году в своей классификации наук выделяет искусство управления вообще, или кибернетику, и подчеркивает основную точку ее приложения в управлении государством.

В настоящее время имеется немало определений управления, которые характеризуют его с различных точек зрения. И лишь комплексное их восприятие позволяет получить объемное, целостное представление об управлении. Это свидетельствует скорее не о какой-то путанице в этом вопросе, а о сложности описываемого явления и глубоко содержательном его богатстве. И в научном, и в практическом плане значительный интерес представляют следующие определения, характеризующие управление с различных точек зрения.

С точки зрения содержания - управление есть действия, направленные на достижение целей определенной системой.

С точки зрения технологии - управление есть выявление отклонений (проблем) при достижении целей системы и принятие решений по их устранению.

И в том, и в другом случае по своей сути - управление есть процесс сбора, хранения, анализа и использования информации о достижении целей системы, а также об эффективности принимаемых решений и предпринимаемых действий.

Базой для научного управления здравоохранением, его методологической основой являются науки и теории об общих закономерностях управления (кибернетика, системология, теория информации), а также конкретные общие и медицинские науки об элементах управления (организация труда и производства, этика, психология, право, статистика, математика, социология, экономика, теория исследования операций, гигиена, организация здравоохранения, физиология, и др.). Само научное управление здравоохранением рационально представить состоящим из трех разделов - теории управления, практики управления и искусства управления.

В теории управления выделяются следующие разделы:

- содержание управления;

- технология управления;

- функции управления;

- методы управления;

- принципы управления;

- структура управления;

- связи управления.

Основы теории управления являются основополагающей базой для построения научно обоснованного и целенаправленного управления на любом уровне и для любого объекта. Поэтому в последующем основное внимание будет сосредоточено на раскрытии всех разделов теории управления. Однако для сохранения целостного представления о науке управления целесообразно хотя бы кратко охарактеризовать смысл практики и исскуства управления.

В практике управления выделяются следующие разделы:

- управление деятельностью объектов (учреждений и служб) здравоохранения;

- формирование и организация деятельности органов управления здравоохранением;

- организация технологии управленческого процесса, информационное обеспечение управления;

- организация управления медицинским и парамедицинским персоналом;

- организация труда руководителей;

- организация совершенствования системы управления;

- формирование и развитие внутри- и межотраслевых связей в системе управления здравоохранением.



В искусстве управления за основу берутся описательные, эмпирические методы, положены конкретные образцы, ситуации, в наборе которых проявляется своеобразная теория. Через искусство управления накопленный в прошлом опыт трансформируется в настоящее и будущее, помогая более эффективно решать возникающие и прогнозируемые проблемы. При этом необходимо ясно осознавать, что для перехода элементов опыта в образцы управления они должны быть - теоретически осмыслены, систематизированы, критически и доброжелательно оценены, фактически точны, отделены от случайного, а также иметь определенный запас пространства для творческого применения. При изложении и использовании образцов искусства управления должны решаться следующие конкретные задачи:

- обучение умению перехода от теории к практике;

- определение круга необходимых знаний руководителя;

- освоение правил, приемов и методов управления;

- разработка ситуаций для проявления необходимых качеств руководителя;

- развитие навыков и техники управления;

- выработка специфического метода мышления и стиля деятельности;

- формирование базы данных типичных образцов решений (правильных и неправильных, эффективных и неэффективных, и т. д.);

В искусстве управления выделяются следующие разделы:

- формирование базы данных о примерах, образцах эффективного управления;

- формирование базы данных о примерах, образцах неэффективного управления;

- выделение этапов трансформации опыта в исскуство управления;

- формализация задач, стоящих при использовании примеров, образцов эффективного и неэффективного управления;

- факторный анализ причин и условий появления образцов неэффективного управления;

- формирование баз данных о типовых проблемных ситуациях и управленческих решениях.

Резюмируя все вышесказанное, структуру научного управления здравоохранением можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1.



Рис. 1. Принципиальная схема научных основ управления

здравоохранением
1.2. Системный подход, системный анализ
и моделирование - методологические и методические основы научного познания управления здравоохранением


Сущность системного подхода состоит в том, что явление и процессы, протекающие в природе и обществе, вещи и предметы рассматриваются как целостные системы, состоящие из подсистем и определенного набора элементов. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образуют определенную целостность, единство. Поэтому представление об изучаемом объекте как о целостной системе является исходным пунктом системного подхода, всякого системного изучения. Наиболее удачное определение системы дал в 1928 г. канадский профессор Барталанфи, характеризуя систему как комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных в единое целое.

Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы и связи.

Вход в систему - это любые материальные, энергетические, информационные или другие потоки (входные данные), пересекающие границы системы. Они идут из внешней среды; последняя с помощью этих входных данных влияет на состояние системы.

Процессы системы - это определенные наборы действий (операций), которым подвергаются вводимые в систему входные данные, в результате чего они преобразуются в конечный продукт функционирования системы (выходные данные).

Выход системы - конечный продукт деятельности системы, который проявляется в виде преобразованных входных данных. Выходные данные влияют на внешнюю среду, а через нее - и на функционирование самой системы.

Все, что не относится к конкретной системе, и находится за ее границами, является средой системы.



Связи системы - это ее взаимодействия как между элементами системы (внутрисистемные связи), так и с внешней средой (внесистемные связи).

Наиболее общее принципиальное изображение любой системы представлено на рис. 2.

вход выход

Процессы


Рис. 2. Схематичное представление системы
При системном подходе выделяются определенные свойства, которые имеются у любой системы, и которые необходимо учитывать при формировании и анализе функционирования системы управления. Среди основных свойств систем необходимо выделить следующие:

- ориентация всех подсистем на достижение единой цели;

- подчиненность целей подсистем целям систем более высокого уровня, приоритетность целей систем по отношению к целям подсистем;

- делимость на составные части, или подсистемы; вхождение в системы более высокого уровня в качестве их составных частей, или подсистем;

- появление у систем новых качеств, которые не присущи в полной мере ни одной из подсистем в отдельности; исчезновение или изменение качеств системы при изменении набора ее элементов;

- наличие целостной структуры (внутренней формы организации) системы, характеризующейся устойчивостью, наличием границ, противодействием внутренним и внешним воздействиям, постоянным развитием, согласованностью функционирования, субординацией частей, а также причинно-следственным содержанием связей.

Системный подход является методологией познания, и имеет общенаучную методологическую ориентацию. Системный подход наряду с такими общенаучными методами, как логический, математический, вероятностный, статистический, кибернетический и др., применим в различных областях науки.

На основе системного подхода получил развитие системный анализ. Последний является методом научного анализа, методом решения крупных проблем, основанным на концепции систем. В отличие от системного подхода, системный анализ имеет выраженное прикладное направление, является методом решения конкретных проблем, и совокупность его методических приемов каждый раз должна соответствовать решаемой конкретной задаче. Основные принципы системного анализа вытекают из общих положений и методологических идей системного подхода, под влиянием и на основе которых он и возник. Этапы и содержание проведения системного анализа следующие:

- анализ конкретной системы и ее компонентов;

- выявление и анализ имеющихся проблемных ситуаций;

- разработка моделей оптимизации системы;

- синтез оптимизированной системы;

- анализ результатов функционирования оптимизированной системы.

Объектами, на которые направлено проведение системного анализа, являются основные компоненты системы - вход, выход, процессы, структура, внутри- и внесистемные связи.

Существуют различные и многочисленные методы проведения системного анализа. Наглядную и удобную классификацию методов системного анализа предложил Шиган Е.Н. Он делит эти методы на две группы - по содержанию применения и по цели использования.

В первой группе методов системного анализа - по содержанию применения - выделяются следующие:

- вербальные методы - методы качественного, словесного описания системы, ее целей, функций, структуры, взаимодействия, связей, процессов и т.д.;

- графические методы - методы наглядного изображения с помощью различных элементов - точек, линий, связей - вербального описания системы. Чаще всего применяется построение “дерева” для разделения целых категорий (целей, функций, задач, проблем и др.) на составные части; формирование “блок-схем” для характеристики динамических процессов, функционирования объектов, состава структур; разработка “сетевых графиков” достижения целей и направления результатов;

- экспертные методы - методы на основе обобщения мнения специалистов при анализе трудноформализуемых целей, задач, проблем;

- математические методы - методы математического описания и моделирования систем, ее компонентов, проблемных ситуаций.

Во второй группе методов системного анализа - по цели использования - выделяются следующие методы:

- методы декомпозиции основаны на разложении целого на части. Эти методы применяются при декомпозиции проблемы на субпроблемы, системы - на подсистемы, цели - на подцели и т.д. Декомпозиция может осуществляться как по вертикали, так и по

горизонтали. Методы композиции направлены на решение прямо противоположных методу декомпозиции задач, т.е. на составление целого из частей;

- методы упрощения систем используются для уменьшения сложности системы. Он основан на эквивалентном преобразовании сложной системы в более простую при сохранении целостности, информативности, назначения и способа функционирования системы. Чаще всего используется исключение отдельных элементов или их связей, а также их свертывание в более общие объединенные подсистемы;

- методы оценки структурной адекватности позволяют оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные подсистемы, в какой степени деятельность каждой из подсистем соответствует цели, как соответствуют структура и функции системы друг другу и между собой и т.д.;

- методы оценки взаимодействия структурных частей направлены на изучение связей в системе, ибо без них не может существовать ни одна из систем. Анализ взаимосвязей в системе и за ее пределами является основой любого системного анализа. При этом связи классифицируются, устанавливаются их типы и характер, сила направленности, наличие и степень развития, дублирование и т.д.;

- методы оценки устойчивости систем во времени и пространстве. Временной фактор может изучаться в трех аспектах - в историческом (происхождение системы и ее развитие), на данный момент (диагностический анализ реально функционирующей или создаваемой системы) и на перспективу (прогнозирование поведения и развития системы). Любая система функционирует в пространстве, и для ее изучения используют различные методы вербального, графического и математического описания.

При проведении и использовании системного анализа особое место занимает моделирование (Венедиктов Д.Д., Шиган Е.Н., Калью П.И., Шеннон Р., и др.).

В одних случаях моделирование выступает как метод системного анализа, в других - как его результат, в третьих - как способ решения проблемных ситуаций. Но в любом качестве моделирование является одним из ведущих методов познания таких объектов и решения таких задач, которые практически невозможно изучать в “натуре”. В таких случаях для изучения объектов применяются новые вспомогательные промежуточные объекты (модели), имеющие определенные соответствия с изучаемыми оригиналами. Таким образом, модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как процесс создания и представления реальной системы в виде некой формализованной абстрактной системы.

Логическая последовательность процесса моделирования включает следующие этапы - постановка задач; выбор или создание моделей; исследование модели; перенос полученных знаний с модели на оригинал.

В зависимости от характера применения моделей они делятся на три большие группы - описательные, нормативные и динамические.



Описательные (или дескриптивные) модели служат для изучения реально существующих систем и процессов, для их наблюдения, объяснения и предсказания развития. Они не предполагают какого-либо вмешательства в изучаемые процессы или системы. Такие модели обычно дают ответ на вопросы “Как есть?” или “Как будет?”. Такие модели дают общее представление о системе, объекте, и их используют для изучения самых общих изменений и тенденций.

Нормативные (или оптимизационные) модели используются для перестройки системы, для решения практических задач совершенствования управления системами. Они дают ответ на вопросы “Как должно быть?”. Такие модели используют для перестройки организаций, для управления системами по достижению поставленных целей, для выбора оптимальных вариантов решений, для оптимизации деятельности различных служб и учреждений.

Динамические (или имитационные) модели применяются для моделирования сложных систем, состоящих их множества подсистем. Функционирование последних зачастую имеет различные, нередко противоречивые цели, зависит от многих факторов и отличается неопределенностью. Эти модели отвечают на вопросы типа “Что будет, если события будут развиваться по тому или иному варианту?”, и зачастую состоят из различных моделей различного характера. Реализация моделей имитации деятельности изучаемых систем и проверки различных вариантов развития событий и решений осуществляется с помощью средств вычислительной техники.

Среди основных направлений применения системного анализа для решения проблем социальной медицины, организации и управления здравоохранением целесообразно выделить следующие:

- обоснование модели реформирования системы охраны здоровья, системы здравоохранения и отдельных медицинских служб и учреждений;

- прогноз развития здравоохранения на основе имитационного моделирования;

- разработка критериев для оценки здоровья отдельного человека, различных популяций и всего населения в целом;

- уточнение связей системы здравоохранения с другими системами жизни общества, а также роли факторов здравоохранения в формировании уровня здоровья населения;

- разработка комплексных критериев для оценки деятельности служб и учреждений здравоохранения, для оценки эффективности управления, а также для оценки здоровья населения;

- создание и выполнение целевых комплексных программ по приоритетным направлениям охраны здоровья и деятельности здравоохранения;

- разработка научно обоснованных систем информационного обеспечения управления здравоохранением;

- разработка автоматизированных систем управления здравоохранением;

- анализ возникновения проблемных ситуаций в здравоохранении, и выработка решений по их устранению.

Непосредственными результатами проведения системного анализа могут быть:

- построение моделей системы и ее компонентов;

- построение моделей управления системой;

- формирование “дерева” целей, функций, проблемных ситуаций и т.п.;

- построение информационных моделей;

- построение структурно-функциональных моделей;

- построение моделей взаимодействия и связей;

- разработка моделей оптимизации систем;

- обоснование развития автоматизированных систем управления;

- разработка моделей распределения ресурсов;

- создание программ реализации и совершенствования системы;

- обоснование принимаемых решений, и т.д.

Этапы проведения системного анализа в управлении здравоохранением представлены на левой половине рис. 3. При проведении системного анализа предполагается определенная первичная детализация основных элементов и компонентов системы здравоохранения (вход, процессы, выход и связи). На входе системы находятся цели, потребности и ресурсы здравоохранения.

Среди процессов системы здравоохранения выделяются следующие:

- технологические (реализация основных медицинских технологий - лечебных, диагностических, профилактических);

- управленческие (реализация основных управленческих функций - организация, планирование, координирование, прогнозирование, регулирование, стимулирование, контроль);

- структурные (формирование и деятельность структурных подразделений управляющей и управляемой подсистем);

- функциональные (формирование и деятельность служб, занимающихся реализацией действий по достижению целей и удовлетворению потребностей системы);

- информационные (реализация сбора, обработки, сохранения и использования циркулирующей информации; информационное обеспечение системы и управления).



На выходе системы находятся данные о достижении целей, об удовлетворении потребностей и об использовании ресурсов в системе здравоохранения.

Среди внутрисистемных связей выделяются прямые и обратные связи между компонентами и элементами систе мы здравоохранения. Анализируется наличие, степень развития и устойчивость связей, способствующих достижению целей, удовлетворению потребностей и обеспечению процессов в системе здравоохранения.

При анализе системы “объект  внешняя среда” предполагается детализация влияния на здравоохранение внешних факторов и условий, а также наличие и степень развития прямых и обратных внесистемных связей - с другими отраслями народного хозяйства и сферами деятельности.

Возможные результаты проведения системного анализа в управлении здравоохранением представлены в правой половине рис. 3. Следует особо подчеркнуть, что перечислением результатов первого этапа должны отображать два состояния моделей - описательное (“как есть сейчас”) и нормативное (“как должно быть”).

На основании нормативных моделей формируется нормативно-справочный фонд системы, позволяющий впоследствии эффективно разрабатывать различные модели оптимизации.

На последнем этапе осуществляется тщательный анализ функционирования оптимизированной системы или отдельных моделей оптимизации; при необходимости они могут вновь подвергнуться системному анализу по этапам, указанным на рис. 3.

Исходя из социально-системных концепций, Венедиктов Д.Д. и соавторы (3) рассматривают “... здравоохранение как сложную общественную динамическую функциональную систему, создаваемую и используемую обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и постоянное улучшение здоровья каждого человека и общества в целом, а также на неприрывное накопление научных медицинских знаний и развитие науки как единственно возможной основы здравоохранения; на индивидуальную и общественную профилактику заболеваний, первоочередную охрану здоровья подрастающего поколения, контроль за санитарным состоянием окружающей среды; на обеспечение доступных для всего населения возможностей своевременной диагностики и квалицицированного лечения возникших заболеваний, включая восстановление трудоспособности и профилактику рецедивов болезней.


ЭТАПЫ РЕЗУЛЬТАТЫ




- “Дерево” целей

- “Дерево” функций

- Модель потребностей

- Модель ресурсов

- Модель технологий

- Структурно-функциональная модель



- Модель управления

Анализ системы - Информационная модель

“вход процесс - Матрица внутренних связей

выход” - Модель внутренних ограничений



- Нормативно- справочный фонд

анализ системы - Матрица внешних связей

“объект - Модель внешних условий и факторов

внешняя среда” - Модель внешних ограничений



- Выявление проблемных ситуаций - т.е.

несоответствия нормативных и описа-

Выявление и анализ тельных состояний моделей

проблемных - Определение причин проблемных

ситуаций ситуаций



- Определение степени управляемости

проблемных ситуаций


- Модели оптимизации целей, фун-

кций, потребностей, ресурсов

Разработка моделей - Модель оптимизации технологий

оптимизации - Модель структурно-функциональной

оптимизации

- Модель оптимизации управления

- Модель информационной оптимизации


Синтез оптимизиро- - Внедрение моделей оптимизации

ванной системы - Получение результатов функциониро-

вания оптимизированной системы

Анализ результатов

функционирования

оптимизированной

системы



Рис.3. Этапы и возможные результаты проведения

системного анализа в управлении здравоохранением






1.3. Основы теории управления

Как уже указывалось, в схеме научных основ управления здравоохранением (рис.1) в теории управления были выделены содержание, технология, функции, методы, принципы, структура и связи управления. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.



СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Раскрытию содержания управления более всего соответствует следующее его определение: “Управление есть действия, способствующие достижению цели определенной системы”. Это одно из определений управления, отвечающие и научному и практическому его содержанию. При его применении необходимо четко представлять себе смысл тех понятий, которыми приходится оперировать при раскрытии содержания управления - “цель”, “задача”, “информация”, “обратная связь”, “модель”. Выше уже отмечалось, что система - это комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных в единое целое, и что в любой системе выделяют вход, выход, процессы, а также внутри - и внесистемные связи (рис.2). Из наиболее существенных характеристик любой системы в управленческом аспекте необходимо выделить ее ориентацию на достижение целей: наличие устойчивой структуры; делимость на части (прежде всего на управляемую и управляющую подсистему); появление новых свойств при интеграции систем; подчинение целей подсистем целям систем более высокого порядка. Следует специально подчеркнуть, что на входе любой системы находится как минимум ее цель. Не касаясь общей характеристики классификации систем, необходимо остановиться на тех подходах, которые имеют особое значение для рассматриваемого вопроса - управления здравоохранением. Системы бывают управляемые (когда изменения элементов системы обусловлены внешним воздействием), самоуправляемые (когда изменения происходят из-за внутренних воздействий), и комбинированные. Необходимо помнить, что подмена или искусственное вытеснение самоуправляемости зачастую приводит к дестабилизации и нежизнеспособности сложных систем. Выделяют также системы физические, социальные, экономические и биологические (в последнем случае цели систем зало жены в них самих в виде стремления к сохранению постоянства внутренней среды с помощью механизмов саморегулирования - т. н. “гомеостазиса”).

Цель - это долгосрочное, а задача - краткосрочное направление движения и развития системы. Установление целей является одной из главных предпосылок построения системы управления. Любая организация как целостная система формируется, функционирует и развивается ради достижения стоящих перед ней целей. Целеполагание - это исходный момент в процессе управления. На основе общих целей детализируется:

- статус организации;

- принципы ее работы;

- задачи руководства;

- самые важные характеристики организации;

- критерии оценки эффективности функционирования организации;

- критерии оценки эффективности управления.

При выборе главных целей на первые места должны выдвигаться:

- интересы, ожидания и ценности потребителей в настоящий момент и в перспективе;

- качество функционирования организации;

- устремленность в будущее по приоритетам и направляемым усилиям.

Наиболее применяемые классификации целей управления следующие:

- по периоду становления (стратегические, тактические, оперативные);

- по содержанию (экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические);

- по структуре (маркетинговые - т.е. по потребности населения, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные);

- по среде (внутренние, внешние);

- по приоритетности (особо приоритетные, приоритетные, прочие);

- по измеримости (количественные, качественные);

- по повторяемости (постоянные - т.е. повторяющиеся, и разовые);

- по иерархии (в целом организации, ее подразделений, вышестоящих систем, и т. д.);

- по стадии жизненного цикла (проектирования организации, ее создания, роста, зрелости, завершения жизненного цикла).

В реальных условиях цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей. Цели обычно состоят из подцелей и конкретных задач, реализация которых приближает поэтапно достижения конечных целей.



Целеобразование на различных уровнях - государственном, региональном, учрежденческом, структурно-функциональном, индивидуальном - обычно реализуется на основе соответствующих нормативных документов. Наиболее часто применяются обоснование целей по нормативному, среднему, оптимальному или плановому методу, а также по методике постоянно ускользающей цели или по гомеостатическому принципу.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Эти сведения устраняют неопределенность, используются с целью получения знаний, подготовки и принятия решений. Управление начинается со сбора информации, и благодаря ее обработке, использованию и хранению управление осуществляется.

Обратная связь (или регулирование по отклонениям) - это своего рода контролер, осведомитель, регулировщик системы управления. На выходе системы формируется сигнал о наличии отклонения фактического значения результата от ожидаемого. Этот сигнал поступает в регулятор, воздействия которого на вход системы должны быть направлены на уменьшение отклонения. Введение контура обратной связи в схематичное изображение системы позволяет получить содержательную модель системного управления организацией (рис. 4).

Обратная связь



Условное обозначение этапов управленческого процесса:
1 - выявление проблем;

2 - анализ проблем;

3 - разработка проектов решения;

4 - принятие решения;

5 - реализация решения;

6 - анализ эффективности решения.


Рис. 4. Содержательная модель системного управления
При этом модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как представление реальной системы в виде некой формализованной абстрактной системы.

Следует еще раз подчеркнуть, что на входе системы здравоохранения, кроме цели, находятся также потребности и ресурсы.

Суть ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ вытекает из следующего определения: “Управление есть процесс выявления возникающих при достижении цели отклонений, с последующими принятием и реализацией решений по их устранению”. При этом проблема (или отклонение, или рассогласование) рассматривается как несовпадение фактического состояния дел с ожидаемым, что обычно выражается как |Pi-Pi1 |, где Pi- ожидаемое, а Pi1 - фактическое состояние функционирования системы. Таким образом, на входе управляющей подсистемы находятся проблемы, а на выходе - решения по их устранению. Для четкой реализации технологии управления в начале контура обратной связи должен быть сформирован нормативно-справочный фонд системы, при сравнении с которым фактических выходных параметров начинается процесс выявления отклонений. Управление состоит как минимум из двух этапов - выявление проблем и их устранение. При отсутствии любого из этих этапов процесс управления не может быть реализован. Для удобства практического применения внутри этих двух основных этапов можно выделить более детальные технологические этапы управленческого процесса. Представляется целесообразным выделить шесть таких этапов:

- выявление проблем (1);

- анализ проблем (2);

- разработка проектов решения (3);

- принятие решения (4);

- реализация решения (5);

- анализ эффективности решения (6).

На каждом из этапов решаются конкретные задачи, которые вытекают из названия этих этапов. При внесении всего сказанного в вышеприведенную схему, мы получим содержательно-технологическую модель системного управления организацией (рис. 5).

Из содержательно-технологической модели системного управления вытекает основной объективный критерий эффективности управления - ход устранения проблем, возникающих при достижении целей системы. Можно использовать в качестве относительных критериев эффективности управления качество реализации каждого из этапов управленческого процесса. Однако они имеют ограниченное значение, т.к. основным и обязательным критерием, как уже было сказано выше, является ход устранения возникающих проблем. При реализации технологии управления важно понимать, что настоящие проблемы обладают определенными свойствами. Среди важнейших из этих свойств целесообразно выделить следующие:

1. Настоящая проблема - это объективно существующая категория;

2. Если настоящие проблемы не выявляются и не решаются, они самопроизвольно не исчезают;

3. При несвоевременном выявлении и решении проблем они углубляются, усложняются и расширяются;



4. При несвоевременном выявлении и решении проблем они обычно проявляются в самом неудобном месте и в самое неудобное время;

Рис. 5. Содержательно-технологическая модель системного управления

5. Проблемы требуют решения на уровне, соответствующем их важности и сложности;

6. Если проблемы не решаются качественно на необходимом уровне, то на нижестоящих уровнях они решаются стихийно и некачественно;

7. Если проблемы решаются на нижестоящих уровнях, чем это положено, то это может привести к нулевому эффекту.

8. Если проблемы не решаются на соответсвующем уровне, то они более остро начинают проявляться на вышестоящем уровне при постепенном накоплении;

9. п.8 - обязательно приведет к коррекции всей системы управления и кадровым заменам;

10. В каждой проблеме есть та часть, которая может быть и должна быть решена на рассматриваемом уровне;

11. Ответсвенность за проблему и за принимаемые по ней решения должны быть на одном и том же уровне;

12. Динамика развития проблемы есть единственный объективный и комплексный критерий эффективности управления;

13. По ходу и глубине развития проблемы можно судить о реальных целях, которые не декларируются, а находятся на входе системы.

Вторым центральным и обязательным понятием технологии управленческого процесса является решение. Под решением следует понимать результат функционирования субъекта управления, направленный на устранение проблемных ситуаций, возникающих в объекте управления при достижении стоящих перед ним целей.

Решения по своему виду могут классифицироваться следующим образом:

- по оформлению (письменные, устные, смешанные);

- по изложению (директивные, рекомендательные);

- по органу принятия (коллегиальный орган управле или лично руководитель);

- по форме (приказ, постановление, распоряжение, решение, инструкции, СНИП, план, рекомендации, заключение, должностная инструкция, функциональные обязанности, положение, и т.п.);



- по результатам (эффективные, неэффективные);

- по иерархии управления (государственные, региональные, городские, учрежденческие, персональные);

- по масштабности (стратегические, тактические оперативные).

По степени творческого содержания решения бывают рутинные (все процедуры строго предписаны); селективные (есть в определенных границах инициатива и свобода действий ); адаптационные (поиск нового решения известной проблемы; инновационные (поиск способа понимать совершенно новые и непредсказуемые проблемы, решение которых требует развития способности мыслить на новом уровне).

Многообразие решений находится в прямой зависимости от многообразия проблем, на устранение которых они направлены.

При разработке и реализации управленческого процесса необходимо помнить, что обязательным условием эффективного управления является четкость формализации информационных потоков, характеризующих цели системы и их достижение. Это прежде всего зависит от продуманного информационного обеспечения управления. Под последним подразумевается определение объема информации, необходимого для осуществления управления в определенном временном периоде на конкретном иерархическом уровне. Схема информационного обеспечения управления должна содержать конкретный перечень показателей, их единицы измерения, нормативные значения, источники и периодичность поступления, а также фактические значения по выбранным периодам.

Наполнение конкретной медицинской информацией модели системного управления с применением вышеописанных подходов позволяет без особого труда построить модель управления любым объектом здравоохранения.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ различают общие (не зависят от объекта управления и носят универсальный характер) и специфические (обеспечивают достижение специфических для объектов управления целей и задач). К числу общих функций управления относятся:

- планирование;

- прогнозирование;

- организация;

- регулирование;

- координирование;

- стимулирование;

- контроль.

Необходимо отметить, что не существует очень жестких границ между перечисленными функциями, так как при их реализации происходит постоянное взаимопроникновение и дополнение друг друга в общем процессе управления. Все перечисленные функции объединяются в одну наиболее общую функцию - функцию руководства.

Планирование - управленческая функция, заключающаяся в определении целей и задач системы управления на следующий период деятельности, а также средств их достижения. Являясь общей функцией, планирование одновременно представляет собой часть процесса управления.

План - это разновидность управленческого решения. Является сознательным актом субъекта управления, который, опираясь на имеющуюся в его распоряжении информацию, выбирает цели и задачи действия, пути, способы и средства их достижения. Таким образом, план - это система взаимосвязанных целей и средств их реализации. Любые планы, как виды управленческого решения, обладают определенной общностью - они представляют собой программы функционирования систем.

Прогнозирование- управленческая функция, позволяющая предвидеть тенденции развития системы, формировать возможные или желательные варианты ее развития.

Организация - управленческая функция, призванная обеспечить выполнение плана или создать условия для его принятия. Функция организации приводит систему в состояние возможности для выполнения планов и достижения целей и задач. Цель функции организации - сформировать управляющие и управляемые подсистемы, а также связи и отношения между ними. Ее предназначение - обеспечить взаимосвязь и эффективность всех других функций управления.

Результатами реализации функции организации являются:

- создание органов управления;

- построение структуры аппарата управления;

- формирование управленческих подразделений (штатных и внештатных);

- выработка положений об органах управления;

- установление взаимосвязи между управленческими подразделениями;

- расстановка управленческих кадров по функциональному принципу;

- разработка должностных инструкций;

- определение норм управляемости;

- организация здоровой конкуренции;

- разработка нормативов, методик, технологических карт управления;

- использование прогрессивных средств управленческого труда;

- решение вопросов совершенствования системы управления (выявление и исследование организационных проблем, обнаружение симптомов неуправляемости, осуществление рационализации управления, и т. д.).

Функция регулирования обеспечивает необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы в случае отклонения от заданных параметров. Через выполнение этой функции достигается равномерность и устойчивость функционирования системы.

Координирование как общая управленческая функция обеспечивает согласованность всех звеньев и специалистов системы управления. Разделение и специализация в труде и управлении требуют обязательного координирования.

Основные формы координирования:

- взаимоинформация руководителей подразделений и их структур;

- согласование рабочих графиков, развитие связей и контактов;

- взаимоувязка деятельности исполнителей;

- проведение координационных совещаний, согласование действий и проектов решений;

- координация первым руководителем своих заместителей;

- создание и проведение координационных советов и структур;

- четкость разработки и применения координационных нормативных документов (графики работы руководителей функционально-структурных подразделений, планы, схемы управления, и т. д.).

Функция стимулирования побуждает участников системы управления быть заинтересованными в результатах своей деятельности. Виды стимулирования - социальные (моральные, идейно-политические, научно-поисковые, воспитательно-педагогические, соревновательные) и материальные. Наибольший эффект достигается при сочетании различных видов стимулирования и учете потребностей и мотиваций участников системы управления.

Функция контроля призвана постоянно представлять информацию о действительном состоянии функционирования системы и ходе выполнения принимаемых решений. Эта функция основана на принципе организации обратной связи.

Специфические функции управления здравоохранением вытекают из специфики содержания управления его структурно-функциональными подсистемами - больницами, поликлиниками, службами, учебными и научными заведениями, и т. д., а также из специфики их целей и информации.

Структура и связи системы управления. Структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Если управление как процесс рассматривается через его функции, то управление как статика рассматривается через его структуру - т. е. через организационные формы управления. Разделение системы управления на управляющую и управляемую подсистемы (объект и субъект управления) - это первый этап структуризации.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, т. е. движение информации и принятие управленческих решений. Между участниками этого процесса распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по достижению целей.

Элементами структуры являются:

- органы управления;

- структурные подразделения организации;

- кадры;

- службы;

- звенья аппарата управления.

Условия, которые должны быть соблюдены при формировании органов управления:

- соответствие внутренней структуры органа управления целям, задачам и управленческим функциям организации;

- способность управляющей подсистемы выполнить все функции управления;

- четкое распределение функций между звеньями системы, устранение дублирования и излишних звеньев;

- соответствие между функциями и полномочиями управленческих кадров, четкое определение и соответствие прав и ответственности;

- соответствие структуры управляющей подсистемы объекту управления;

- многоуровневость (иерархия) системы управления, позволяющая обеспечить соподчиненность, субординацию и взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления, рационально организовать их информационное обслуживание;

- рациональная организация информационных процессов между системой в целом и средой;

- соответствие уровня квалификации и деловых качеств работников, особенно руководителей, функциям, которые они призваны выполнять;

- оптимальная звенность - заключается в необходимости образовывать такое количество ступеней и уровней управления, а также сотрудников в каждом из них, которое объективно необходимо для обеспечения оперативности, гибкости и экономичности аппарата управления, рациональную загруженность звеньев и работников;

- соблюдение норм управляемости и допустимого объема контроля. Заключается в признании существования определенного максимально возможного количества объектов управления - работников, подразделений, отделов, территорий, служб, которыми может эффективно руководить один руководитель или орган управления. Его превышение приводит к резкому снижению эффективности управления. Считается, что на уровне крупной организации у руководителя не должно быть более 6-8 подчиненных. Их может быть больше, если руководитель имеет дело с однородными проблемами, часто повторяющимися стандартными ситуациями. И наоборот, чем сложнее проблемы, тем меньше должен быть фронт управления (это относится прежде всего к верхним звеньям управленческих структур). Экспертным путем установлено, что возможны три варианта количественного состава сотрудников, подчиненных руководителю: когда подчиненные выполняют разные функции - 5-7, когда они выполняют сходные функции - 8-20, и когда у них одинаковые функции - 21-50 человек.

Как уже отмечалось, структура органа управления должна соответствовать его целям и функциям. При этом функции управления (общие и специфические) закрепляются за тем или иным подразделением или специалистом в структуре системы управления, и оформляется в положениях и должностных инструкциях.

Отношения между элементами структуры поддерживаются благодаря связям. Среди связей выделяют:

- внешние (внесистемные) и внутренние (внутрисистемные);

- горизонтальные (носят характер согласований и являются обычно одноуровневыми) и вертикальные (связи подчинения, возникают при иерархическом управлении),

- линейные (отражают движение информации между линейными руководителями, полностью отвечающими за работу организации или структурного подразделения) и функциональные (по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления).

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ - это способы, приемы или система приемов управленческой деятельности, способствующие достижению целей управления организацией. В разных разделах управленческой теории могут быть полезными различные методы, но это разделение достаточно условно. Некоторые методы носят универсальный характер, а некоторые - могут оказаться полезными совершенно в неожиданных обстоятельствах, поскольку сам процесс управления зачастую оказывается малопредсказуемым. Поэтому, хотя для придания стройности изложению материала и будет использован принцип классификации методов в соответствии с основными разделами теории управления, - к этому надо относиться в достаточной степени условно.

В разделе содержания теории управления наиболее применимы следующие общеметодические подходы:

- системный;

- моделирования;

- экспериментальный;

- конкретно-исторический;

- социологический, и др.

В разделе технологии теории управления можно выделить несколько групп методов в зависимости от этапов управленческого процесса.

Так, на этапе выявления рассогласований наиболее применимы методы:

- анализа медико-статистических и демографических показателей, анализа достижения целей, и т. д. Среди методов анализа следует особо выделить такие, как метод сравнений, нормативный, структуризации целей, аналогий, главных компонент, и др.

- экспертных оценок;

- социологических исследований, и др.

На этапе решения проблем наиболее применимы следующие методы:

- логические (декомпозиция целого на составные части, выделение “узких” мест и ведущих звеньев, сравнения, группировки, и т. п.),

- математические (корреляционный и дисперсионный анализ, математическое моделирование, теория массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, и др.). Они применяются при решении хорошо структурированных проблем, в которых четко определены взаимосвязи переменных, ограничения и целевые функции;

- эвристические, основу которых составляет методология творческого мышления (аналогий, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа и др.).

- малоформализуемые методы (обращения к известным авторитетам, к здравому смыслу, к интуиции, к истории, и т.п.

В разделе формирования структур и связей управления применяются следующие основные методы:

- аналогий;

- структуризации целей;

- экспертный;

- организационного моделирования.

В разделе реализации функций управления также используются определенные методы. Причем они могут быть различными в зависимости от вида функции:

- функция планирования (методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, Дельфи, фактографического анализа, формирования дерева проблем и решений, программно-целевого планирования, и др.);

- функция организации (организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы воздействия на подчиненных и руководителей);

- функция координации (методы межличностных коммуникаций, сбора, обработки и передачи информации, принятия и реализации управленческих решений);

- функция контроля (методы статистического, бухгалтерского, оперативно-производственного учета и анализа, и т. п.);

- функция стимулирования (методы побуждения людей к труду на основе учета их потребностей и мотивации, методы морального и материального стимулирования, и др.).



ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ - это основные, исходные положения теории управления, которые являются ведущими на конкретном историческом отрезке ее развития.

Ф.Тейлор выдвинул следующие основные принципы управления индивидуальным трудом рабочих для конца 19 века:

- научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научный подход к подбору, обучению и тренировке работающих;

- кооперация с работниками;

- разделение ответственности за результаты между управляющими и работниками.

А.Файоль сформулировал следующие принципы управления для начала 20 века:

- разделение труда;

- полномочия и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие;

- единство действий;

- подчиненность личных интересов;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- скалярная цепь;

- порядок;

- справедливость;

- стабильность персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух.

В нашей стране были сформулированы такие принципы управления в условиях социалистической системы хозяйствования:

- демократический централизм;

- единоначалие и коллегиальность;

- единство политического и хозяйственного руководства;

- отраслевой и территориальный подход;

- плановое ведение хозяйства;

- материальное и моральное стимулирование труда;

- научность;

- ответственность;

- подбор и расстановка кадров;

- экономичность и эффективность;

- преемственность хозяйственных решений.

Принципы управления 90-х годов 20 столетия главным образом ориентированы на человеческий или социальный аспект управления:

- лояльность к работающим;

- ответственность как обязательное условие успешного управления;

- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

- атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;

- обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

- своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

- непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;

- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель;

- этика бизнеса;

- честность и доверие к людям;

- опора на фундаментальные основы управления - качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

- видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;

- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Правильное и осознанное применение принципов управления способствует созданию более эффективных систем управления любыми организациями.
1.4. Стиль, управленческие навыки и деловые качества руководителей

Специфика современного момента развития управления во всех сферах деятельности характеризуется началом вступления в силу законов рыночного регулирования.

Особенность развития теории и практики управления сегодня состоит в том, что они все больше обращаются к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто уже несет нелегкое бремя управления или только что встает на этот путь. Как уже отмечалось, по своему содержанию управление есть действия, направленные на достижение целей, а по технологии - процесс выявления отклонений (проблем) при достижении целей, с последующими принятием и реализацией соответствующих решений. Из того и другого определения следует, что целеполагание - это отправной элемент управления. Формирование целей является исходным моментом в деятельности руководителя, а степень достижения цели служит самым объективным критерием для оценки эффективности управления.

Основные изменения в подходах к формированию целей в современных условиях:

- ориентация на интересы, ожидания и ценности потребителей услуг;

- ориентация на качество во всех его проявлениях (продукции, руководства, организации, управления, отношения к людям, и т.д.);

- ориентация на устремленность в будущее, нацеленность на перспективу, приоритетность развития.

При этом подразумевается,что внутренние цели любой организации будут достигнуты, если внешние будут реализованы успешно.

Достижение целей в значительной степени зависит от руководителей организаций - от стиля их управления, деловых качеств и владения навыками руководства.

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ, ИЛИ ТИПЫ РУКОВОДСТВА. В теории и практике управления наиболее часто применяется разделение типов руководства на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (или единоличный) - характеризуется единоначалием в любых-больших и малых-делах. Исключает участие подчиненных в управлении, их инициативу и самостоятельность. Предполагает строгий контроль действий подчиненных по выполнению ими прав и обязанностей. Подразумевает основную нацеленность на дела.

Преимущества: эффективны при неудовлетворительной дисциплине в организации, отсутствии порядка, запущенности управления, необходимости срочного принятия и выполнения решений.

Недостатки: неудовлетворенность подчиненных, отсутствие применения их творческих сил, возможность перевода в диктатуру и произвол, возникновение психологических барьеров.

Демократический (коллегиальный) тип-когда широко применяются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля управления; коллектив активно и постоянно привлекается к разработке и принятию решений. Значительную часть своих полномочий руководитель делегирует подчиненным, сам при этом решает только наиболее важные и сложные вопросы. Результаты управления и деятельности часто обсуждаются на различных собраниях. Нацеленность на людей.

Преимущества: активизирует человеческий фактор, создает благоприятные условия для инициативы сотрудников и их удовлетворенности работой.

Недостатки: непригоден в условиях дефицита времени, когда нужно принимать быстрые единоличные решения. Нередко приводит к подмене дела его обсуждением.

Либеральный (разрешительный) тип - характеризуется минимальным вмешательством руководителя во все вопросы управления и максимальной свободой подчиненных.

Преимущества: эффективен, когда ясны цели, а работа подчиненных имеет индивидуализированный творческий характер; когда в организации развиты значительная самостоятельность и творческая активность.

Недостатки: малоэффективен в производственных условиях; нередко приводит к формированию попустительства, беспринципности, неделового воздействия вышестоящих руководителей, надежды на самостоятельное “рассасывание” проблем.

В зависимости от особенностей личности руководителя и организационных форм его работы с людьми выделяют и другие типы руководства, суть которых соответствует их названиям-дипломатический, административный, авральный, деловой, конструктивный, документальный, компромиссный, демонстрационный, дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, и т.д.

Опыт показывает, что можно в совершенстве владеть любым стилем руководства, и применять его на практике, но целей управления при этом не достичь.

Поэтому следует признать целесообразным использование в современных условиях т.н. “двумерного управленческого мышления”, которое наряду с типом руководства включает оценку результативности управления. У каждого руководителя в меру его биологических и физиологических свойств, интеллектуальных и волевых способностей, личного опыта и образования, моральной и нравственной направленности-формируется своя индивидуальная управленческая концепция. Она подразумевает владение руководителем всеми стилями и методами управления, которые он применяет в зависимости от ситуации для обеспечения эффективного достижения целей, стоящих перед ним и перед организацией, которой он руководит.

Руководитель при этом рассматривается не как механический накопитель всех добродетелей и знаний, а как обычный человек, обладающий специфическими индивидуальными качествами и хорошей подготовкой.

НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ. Руководителями не рождаются. Руководству людьми, как и любому другому делу, необходимо учиться. Есть навыки, которые требуются каждому руководителю, независимо от уровня и сферы управления, поскольку они отвечают за организацию эффективной работы людей. Каждому из этих навыков можно научиться, и его можно развить в себе, чтобы эффективно применять. Если управленческие навыки не освоены или слабо развиты, - они становятся существенным препятствием для эффективного руководства.

Навыки управления можно условно разделить на 5 больших групп:



1. Представление руководителем своей роли и ее исполнение.

2. Понимание руководителем факторов, влияющих на его личность и действия.

3. Понимание процессов управления персоналом и владение ими.

4. Владение способами управления собой.

5. Владение техникой личной работы.

Внутри каждой из этих групп можно выделить конкрентные управленческие навыки.



1. Представление руководителем своей роли и ее исполнение.

Суть работы руководителя - следить за организацией деятельности руководимого подразделения и направлять ее на достижение поставленных целей. Чаще всего выполнение этого не подразумевает каких-либо выдающихся талантов, но требует более широкого взгляда и способности выполнять роль и функции руководителя. Среди них необходимо особо выделить те, которые руководитель не может передать никому другому, а должен выполнять сам:

- формулировка целей и задач руководимой организации;

- определение путей достижения целей и решения задач;

- выработка планов реализации целей и решения задач;

- руководство общим планом деятельности организации;

- формирование органов управления руководимой организации;

- организация процесса выявления проблем и принятия решений по их устранению;

- выработка эффективной системы сбора и обработки управленческой информации;

- разработка схем информационного обеспечения управления;

- формирование нормативного фонда деятельности организации - в виде нормативных документов и нормативных значений показателей;

- обеспечение выполнения основных функций управления (организация, планирование, координирование, регулирование, стимулирование, котроль);

- оценка эффективности управления и разработка путей его совершенствования.

2. Понимание руководителем факторов, влияющих на его личность и действия.

На руководителя одновременно действует множество факторов давления, зачастую противоречащих друг другу или направленных в разные стороны. Их необходимо знать и учитывать. Нужно научиться регулировать степень воздействия факторов давления, и прокладывать между ними курс к достижению цели. Среди наиболее значимых универсальных факторов давления на руководителей можно выделить следующие:

- надежды,которые возлагает начальство (ожидания начальника);

- экономические силы;

- ожидания коллег;

- ожидания подчиненных;

- технологии, используемые в организации;

- системы вознаграждения, используемые в организации;

- системы наказания, используемые в организации;

- процедуры обучения, используемые в организации;

- власть общественных организаций и общественного мнения;

- возраст и здоровье руководителя;

- личные стремления и потребности руководителя.

3. Понимание процессов управления персоналом и владение ими. Роль этих навыков неизмеримо возрастает в современных условиях-условиях перехода к рыночным отношениям, когда роль личности работника начинает выступать как главный фактор внутри организаций. Cреди этих навыков следует выделять следующие:

- знание мотиваций, потребностей и интересов персонала, умение их формировать и направлять в соответствии с целями организации;

- планирование потребности в кадрах;

- планирование привлечения кадров со стороны;

- планирование высвобождения и сокращения кадров;

- планирование замещения кадров;

- планирование обучения кадров;

- планирование аттестации кадров;

- планирование расходов на персонал;

- управление деловой карьерой;

- управление резервом;

- управление конфликтными ситуациями.



4. Владение способами управления собой.

Чтобы управлять другими-нужно сначала научиться управлять собой. Среди этих навыков наиболее важны следующие:

- поддержание физического здоровья;

- рациональное использование психической энергии и эмоций;

- умелое преодоление трудностей;

- рациональное распределение времени;

- воспитание уверенности в себе;

- развитие умения слушать других;

- постоянное самообразование;

- владение методами влияния на людей;

- создание соответствия стиля в одежде и наружности;

- создание предпосылок для формирования удачи;

- умение объективно и комплексно оценить себя как руководителя.

5. Владение техникой личной работы.

Среди этой группы управленческих навыков выделяют следующие:

- умение анализировать деятельность организации и подчиненных;

- подготовка и проведение деловых совещаний;

- составление деловых бумаг;

- подготовка докладов и аналитических записок;

- подготовка и реализация выступлений;

- проведение бесед с подчиненными и посетителями;

- умение говорить по телефону;

- контроль исполнения принятых решений;

- планирование рабочего времени;

- планирование рабочего места;

- организация работы заместителей, помощников, секретарей, дублеров.

Все вышеперечисленные навыки являются общими требованиями к руководителю и к его компетенции, и служат основой эффективного руководства.



ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА. Для эффективного руководства большую роль играют деловые качества руководителя. Некоторые из этих качеств достаются человеку от природы или передаются по наследству, а некоторые требуют постоянного внимания с целью их развития или ослабления. В любом случае, не вызывает сомнений необходимость изучения и оценки этих качеств для осознанного их формирования или учета при работе с руководящими кадрами. Предпологается классификация деловых качеств, в которой выделены следующие группы качеств руководителя:

- деловые качества;

- интеллектуальные качества;

- качества, характеризующие умение работать с подчиненными;

- волевые качества;

- моральные качества.

Деловые качества:

- профессиональная компетентность;

- соответствие квалификации закрепленному объему деятельности;

- системность в работе;

- умение самостоятельно определять задачу возглавляемому подразделению, исходя из общих целей;

- умение долго и интенсивно работать;

- умение полностью отдавать себя работе;

- стремление своевременно выявлять и анализировать имеющиеся проблемы;

- стремление решать проблемы, а не просто их констатировать;

- умение добиваться реализации принимаемых решений;

- умение видеть свою роль в решении проблем;

- умение объективно и критически оценивать эффективность своей работы;

- умение оперативно переключаться с одной проблемы на другую;

- умение обеспечить соблюдение трудовой дисциплины и четкого ритма работы;

- личная дисциплинированность;

- умение стройно и внятно излагать свои мысли;

- эрудиция в рамках профессиональных интересов;

- общая эрудиция.



Интелектуальные качества:

- способность к продуктивному пополнению знаний и повышению квалификации;

- способность четко формулировать цели своей организации и пути их достижения;

- гибкость ума, восприимчивость к новым идеям и информации;

- способность выявить и точно сформулировать проблему, наметить пути решения;

- способность к пониманию потребностей коллектива и организации в целом;

- способность подвергать обоснованному сомнению привычные нормы и концепции;

- способность генерировать новые идеи;

- способность работать в условиях научно- практической неопределенности;

- способность решать вопросы на стыках подразделений и отраслей;

- способность получить полное представление об объемах работ возглавляемой организации.

Качества, характеризующие умение работать с подчиненными:

- умение подбирать и расставлять кадры;

- умение организовать работу по повышению квалификации подчиненных;

- стремление при распределении работы учитывать возможности и склонности подчиненных;

- умение максимально использовать творческий потенциал подчиненных;

- стремление использовать стимулирование труда в сответствии с реальным вкладом и результатами работы подчиненных;

- непримиримость к рутине, равнодушию, пассивности;

- знание нужд и запросов подчиненных, проявление заботы о людях;

- умение представлять подчиненным нужной самостоятельности и инициативы;

- терпимость к другим мнениям;

- умение разрешать конфликты в коллективе;

- уважительное отношение к людям;

- требовательность к подчиненным за исполнение их обязанностей;

- способность убеждать и вести за собой людей.



Волевые качества:

- умение преодолевать трудности;

- сила воли;

- настойчивость;

- смелость;

- решительность;

- отсутствие склонности к перестраховке;

- умение взять ответственность на себя;

- умение отстоять свою точку зрения перед коллективом;

- умение отстоять свою точку зрения перед вышестоящим руководством.



Моральные качества:

- умение поставить деловые интересы выше личных;

- самокритичность и требовательность к себе;

- принципиальность;

- социальный оптимизм;

- добросердечность;

- неспособность к чванству;

- отсутствие эгоизма;

- неравнодушие к чужим страданиям и проблемам;

- отсутствие самовлюбленности и самолюбования;

- великодушие;

- умение сочувствовать;

- уважительное отношение к общечеловеческим нравственным категориям.

На основе вышеперечисленных управленческих навыков и деловых качеств у каждого руководителя формируются свои методические приемы, которые используются на практике при реализации в целом функции руководства.

Среди таких приемов можно выделить три группы, известных как управление по отклонениям, управление по результатам и управление по ситуации.

Управление по отклонениям базируется на кибернетическом регулировании с обратной связью. При этом в центре внимания управляющих находятся в основном отклонения в функционировании системы, после выявления которых вырабатываются, принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.

При управлении по ситуации основное внимание уделяется факторам, которые оказывают наибольшее влияние на функционирование системы в данный период времени. При этом принимаются управленческие решения, которые через воздействия на эти факторы способствуют эффективному достижению целей.

При управлении по результатам применяется концепция, ориентированная на конечные результаты функционирования системы. Эти результаты являются основой всей управленческой деятельности, и для их достижения необходимо иметь желания и сильную волю как руководителей, так и всех членов трудового коллектива.


1.5. Основные направления совершенствования
и развития управления здравоохранением

Здравоохранение в настоящее время переживает острый экономический и организационный кризис. Общеизвестно ухудшение многих параметров, характеризующих состояние здоровья населения. Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений приходит в упадок, а фондовооруженность труда медицинских работников находится на низком уровне. Имеющиеся ресурсы здравоохранения нередко используются нерационально. Перестройка здравоохранения осуществляется без продуманной комплексной межотраслевой концепции реформирования отрасли. Это не позволяет достигать намечаемых результатов, и нередко приводит к неоправданным потерям. Государственные устои здравоохранения уже расшатаны, а рыночные еще не сформированы, причем на фоне явного преувеличения их значимости для такой специфической отрасли. Заложниками сложившейся ситуации становится население, которое предъявляет все больше претензий к качеству и организации медицинской помощи.

Все перечисленное прежде всего свидетельствует о недостаточно эффективном управлении здравоохранением. Это выдвигает в число наиболее актуальных проблем современной организации здравоохранения проблему совершенствования управления как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне.

Эффективное управление на любом уровне невозможно без научной разработки этой проблемы. Среди приоритетных целей научной разработки совершенствования управления здравоохранением региона представляется целесообразным выделить следующие:

- формирование научно обоснованной методологии управленческих процессов;

- рациональное построение информационного обеспечения управления;

- разработка и применение передовых организационных технологий информатизации.

При реализации указанных целей в числе наиболее важных первоочередных задач, требующих научного осмысления, целесообразно выделить следующие:

- разработка теоретических и прикладных основ концепции системы управления, результатом чего будет получение целостного структурного представления о научном управлении здравоохранением региона;

- создание моделей системного управления здравоохранением региона;

- формализованное представление, классификация и анализ информационных потоков, циркулирующих в системе управления здравоохранением региона, с оценкой их управленческой значимости;

- обоснование принципов информационного обеспечения управления, разработка конкретных вариантов информационного обеспечения руководителей органов, учреждений и служб здравоохранения региона;

- разработка путей совершенствования сложившихся форм информационно- аналитической деятельности органов управления, с ориентацией на лиц, принимающих решения, и на выявление отклонений в функционировании управляемых подсистем;

- развитие методов получения комплексных показателей и их широкое внедрение для использования на всех уровнях управления здравоохранения в регионе;

- разработка взаимоувязанных по уровням компьютерных технологий сбора, обработки и анализа информации по наиболее значимым разделам управления здравоохранением;

- создание постоянно действующей системы экспериментальной проверки предлагаемых мер по совершенствованию управления здравоохранением региона, и широкое использование получаемых результатов в практической и учебной деятельности.

Перечисленные задачи имеют в основном тактический характер. Необходимо уже сейчас продумывать и намечать долгосрочную перспективу развития этого направления. Это позволит более целенаправленно решать вопросы и стратегического характера.

В числе наиболее важных задач на последующих этапах развития научного управления здравоохранением представляется целесообразным выделить следующие:

- проведение переписи проблем здравоохранения и формирование соответствующего регистра;

- изучение степени управляемости проблем на различных иерархических уровнях управления как внутри отрасли, так и за ее пределами. Использование полученных результатов при разработке концепции реформирования здравоохранения и при оценке эффективности хода реформ;

- создание системы комплексной оценки качества управления здравоохранением как по конечному критерию (устранение проблем при достижении поставленных целей),так и по промежуточным результатам (эффективность реализации этапов управленческого процесса, выполнения функций управления, формирования управленческих структур и связей, и т.п.);

- развитие типовых автоматизированных систем по расчету необходимого ресурсного обеспечения в зависимости от потребности в медицинской помощи и имеющихся государственных социальных гарантий;

- применение более сложных и совершенных методов моделирования и прогнозирования в управлении здравоохранении;

- создание региональных регистров на жителей территорий, рассматривая их как основной ресурсо- и целеобразующий фактор функционирования всех отраслей народного хозяйства. Обеспечение ориентации регистров на анализ причин и факторов, влияющих на состояние здоровья населения, а в перспективе - на их прогнозирование и предупреждение;

- формирование баз данных по эффективной практике управления и по искусству управления.

Специфика научной разработки проблем управления состоит в том, что она связана со слабой формализуемостью изучаемых объектов. Поэтому наряду с традиционными методами исследования - статистического анализа, социологического мониторинга, организационного эксперимента - предполагается широкое использование методов с более эвристической направленностью -моделирования, системного анализа, экспертных оценок.

Таким образом, экономический и организационный кризис в здравоохранении все больше углубляется, и выйти из него невозможно без повышения эффективности управления на основе научно обоснованных подходов. Среди приоритетных направлений научной разработки совершенствования управления здравоохранением на региональном уровне следует выделить формирование методологии управленческих процессов, рациональное построения информационного обеспечения управления и разработку передовых организационных технологий информатизации.

При реализации перечисленных приоритетных направлений целесообразно выделять первоочередные и перспективные задачи. Это позволить целенаправленно осуществлять совершенствование и развитие управления региональным здравоохранением на тактическом и стратегическом уровнях. Для успеха достижения поставленных задач необходимо постоянное и заинтересованное взаимодействие ученых и практиков.



Контрольные вопросы к главе 1

1. Дайте определения управления с точки зрения его содержания.

2. Дайте определение управления с точки зрения его технологии.

3. Охарактеризуйте информационную суть управленческого процесса.

4. Какие общие истоки обеспечивают наибольшее влияние на науку управления?

5. Из каких разделов состоит научное управление здравоохранением?

6. Какие разделы выделяются в практике и искусстве управления?

8. В чем заключается сущность системного подхода?

9. Перечислите и изобразите графически основные составные части системы.

10. Каковы основные общие свойства систем?

11. Что такое системный анализ?

12. Назовите этапы и содержание проведения системного анализа.

13. Перечислите методы проведения системного анализа.

14. Что такое моделирование?

15. Охарактеризуйте основные группы моделей в зависимости от характера их применения.

16. Перечислите основные направления применения системного анализа в здравоохранении.

17. Что может быть непосредственным результатом проведения системного анализа в здравоохранении?

18. Какие составные части выделяются в составе теории управления?

19. В чем суть содержания управления?

20. Охарактеризуйте принципы и методы формирования целей.

21. Какие этапы выделяются в технологии управления?

22. Что такое проблемы?

23. Изобразите графически содержательно-технологическую модель системного управления здравоохранением.

24. Что такое обратная связь?

25. Охарактеризуйте суть информационного обеспечения управления.

26. Какие этапы выделяются в технологии управленческого процесса?

27. Каковы свойства реально существующих проблем?

28. Перечислите основные виды решений.

29. Какие функции управления выделяются в теории управления?

30. Что такое структура и связи системы управления?

31. Перечислите основные методы управления в различных разделах теории управления.

32. В чем суть исторического развития принципов управления?

33. Что такое типы и стили руководства?

34. Перечислите основные управленческие навыки руководителя.

35. Назовите наиболее приоритетные деловые качества руководителей

36. В чем сходство и различие таких методов, как управление по результатам, управление по отклонениям и управления по ситуации.

37. Перечислите основные направления совершенствования и развития управления здравоохранением.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница