Учебно-методический комплекс дисциплины/ история для специальности



Скачать 11.06 Mb.
страница1/11
Дата26.07.2018
Размер11.06 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Каменский педагогический колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



дисциплины/

ИСТОРИЯ

для специальности



44.02.02 Преподавание в начальных классах



(код и наименование специальности)

Камень-на-Оби

2015

Составитель: Новикова И.А., преподаватель КГБПОУ «Каменский педагогический колледж»



Учебно-методический комплекс по дисциплине история – является частью основной профессиональной образовательной программы КГБПОУ «Каменский педагогический колледж»

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, разработанной в соответствии ФГОС СПО, примерными программами, рекомендуемыми ФИРО.

Учебно-методический комплекс включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ УМК


п/п

Наименование разделов

Стр.

1.

Пояснительная записка


4

2.

Образовательный маршрут


6

3.

Содержание дисциплины


7

4.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


50

5.

Глоссарий


51

6.

Информационное обеспечение дисциплины


82

7.

Приложения





Приложения 1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

84

Приложения 2. Лекционный материал


133

Приложения 3. Методические указания по выполнению практических занятий

293

Приложение 4. Рабочая программа по дисциплине

326

Приложение 5 Фонд оценочных средств

392



  1. Пояснительная записка

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических занятий, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая составление сравнительных таблиц, написание эссе, исторических сочинений и докладов, подготовку и защиту презентаций, написание биографических справок, выполнение тестовых заданий.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет. В зачетную книжку выставляется дифференцированная/бинарная (зачет/незачет) оценка.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:


  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

  • дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • определять историческое значение явлений и событий прошлого;

  • устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • основные исторические термины и даты;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять е ней устойчивый интерес;

ОК 2 –организовывать собственную деятельность;

ОК4 – осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для профессионального и личностного развития;

ОК5 – использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 6 – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами.



Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

  1. Образовательный маршрут по дисциплине



Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

Самостоятельные работы

20

Практические занятия

15

Точки рубежного контроля *

20

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачёт

Желаем Вам удачи!


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества


Тема 1.1 Антропогенез. Начало социальной жизни

Тема 1.2 Предпосылки возникновения протоцивилизаций



Основные понятия и термины по теме: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Варианты периодизации древнейшей истории.

2. Проблемы антропогенеза. Выделение человека из животного мира.

3. Среда обитания, образ жизни и мировоззрение древнего человека.

4.Неолитическая революция: причины, содержание, последствия.

5.возникновение религиозных представлений и искусства.

6.Предпосылки возникновения цивилизаций.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Задания для самостоятельного выполнения:

Из нескольких словарей выпишите значение слов «история», «формация», «цивилизация». (Приложение 1).



Форма контроля самостоятельной работы:

Записи в рабочей тетради. Обоснованность и чёткость изложения.



Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Перечислите основные периоды истории человечества. По каким признакам учёные выделяют данные периоды?

  2. В чём причины выделения человека из животного мира?

  3. Назовите формы человеческого коллектива, характерные для первобытного общества?

  4. С чем связано появление религиозных верований и искусства у первобытных людей? Какое последствие это имело?

  5. Каковы предпосылки, достижения, последствия неолитической революции?

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.

Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Тема 2.2 Античная цивилизация

Тема 2.3 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Основные понятия и термины по теме: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Особенности первых цивилизаций.

2. Древняя Греция.

3.Древний Рим.

4.Предпосылки возникновения древних религий.

5.Виды древних верований.

6.Религии древнего Египта, Индии, Китая, Греции и Рима.

7.Культурное наследие древних цивилизаций.



Краткое изложение теоретических вопросов:

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Задания для самостоятельного выполнения:

Пользуясь учебником и конспектом лекции заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах». (Приложение 1).



Форма контроля самостоятельной работы:

Правильно заполненная таблица в рабочей тетради. Аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и чёткость ответов.



Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Почему древние цивилизации возникли именно в Двуречье и Египте?

2.Что такое ранняя деспотия? Опишите структуру древневосточного общества.

3.Когда, где и кем впервые в истории была сделана попытка ввести монотеизм? Чем она завершилась?

4.Почему Хаммурапи называют одним из самых выдающихся правителей древности?

5.Как природные условия различных регионов влияли на особенности тех или иных древних цивилизаций?

6.Какой период истории древности называется античностью?

7.В чём, по мнению древних греков, заключалось основное отличие эллинов от варваров? Почему сегодня у этого слова негативное значение?

8.Сформулируйте и перечислите основные черты языческих религий.

9.Как вы думаете, почему на протяжении всего периода Древнего мира активно шёл процесс совершенствования военного дела?

10.Какие из достижений античности остаются важнейшим достоянием человечества в современном мире?

Раздел 3. Цивилизации запада и востока в средние века


Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Тема 3.2 Буддизм на Востоке в Средние века.

Тема 3.3 Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

Тема 3.4 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.

Основные понятия и термины по теме: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

План изучения темы:

1. Особенности развития стран Востока в Средние века.

2.Китайско-конфуцианская цивилизация.

3.Место буддизма в религиях Востока.

4.Западное средневековье.

5.Священная римская империя:

6.Цивилизационный диалог: Запад и Восток.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.



Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан.

Культура средневекового Китая и ее влияние культуры на соседние страны.

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке. Культура средневековой Индии.

Возникновение ислама. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Поэзия и проза. Культура повседневности.

Хронологические рамки западного Средневековья.



Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи.

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».

Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Представления о мире и человеке в Средние века. Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.

Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Запад и цивилизации Дальнего Востока. Прямые и опосредованные контакты.



Практические занятия:

Тема 3.5 Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов. (Приложение 3)



Задания для самостоятельного выполнения:

1.Составить тестовые задания по теме «Западная Европа, Византия, Русь в Средние века».

2.Написать сочинение на тему «Средневековый город». (Приложение 1)

Форма контроля самостоятельной работы:

1.Правильность составления вопросов теста, выполнение тестов составленных сокурсниками.

2.Сочинение по рекомендуемому плану. Проверка сочинения.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Назовите хронологические рамки средневековых цивилизаций Востока. Перечислите основные страны, которые относят к этим цивилизациям. Сформулируйте общие признаки этих цивилизаций.

2.Как индуизм, буддизм распространялся по странам Востока?

3.Как возник ислам? Каковы основные положения этой религии?

4.В чём причины расцвета арабской культуры? Перечислите её достижения дошедшие до наших дней.

5.Расскажите об устройстве западноевропейского средневекового общества. В чём состояли особенности средневековых государств Европы?

6.Как взаимодействовали между собой различные цивилизации в Средние века?

7.Какое влияние оказала Византийская империя на соседние страны?


Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века


Тема 4.1 Племена и народы Восточной Европы в древности.

Тема 4.2 Восточные славяне в VII—VIII вв.

Тема 4.3 Формирование основ государственности восточных славян.

Тема 4.5 Крещение Руси.

Тема 4.6 Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Тема 4.8 Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Тема 4.9 Русь на пути к возрождению.

Тема 4.10 От Руси к России.

Тема 4.12 Смута в России начала XVII в.

Тема 4.13 Россия в середине и второй половине XVII в.



Основные понятия и термины по теме: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

План изучения:

1.Освоение Восточной Европы.

2.Восточные славяне: образ жизни, общественные отношения.

3.Причины возникновения государственности у славян.

4.Крещение Руси: причины принятия, особенности и положения новой религии.

5.Киевская Русь в системе международных отношений в X – XIIIвв.

6.Особенности развития русских земель в XIV – XV вв.

7.Правление Ивана Грозного.

8.Смута в России: причины, основные события, итоги и значение.

9.Особенности социально – политического развития России в в середине и второй половины XVIIвека.

10.Достижения русской культуры изучаемого периода.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Восточная Европа: природная среда и человек.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Племена и народы Восточной Европы в древности.

Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы.. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров. Восточные славяне в VII—VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.



Формирование основ государственности восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Крещение Руси

Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Борьба Руси с иноземными завоевателями. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска.

Россия в царствование Ивана Грозного.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.).

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Характер российской колонизации.



Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия.



Практические задания:

Тема 4.4 Рождение Киевской Руси.

Тема 4.7 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Тема 4.11 Россия в царствование Ивана Грозного.

Тема 4.14 Русская культура в ХIII–ХVII вв (Приложение 3)



Задания для самостоятельного выполнения:

1.Написать реферат на одну из заданных тем. (Приложение 1)



Форма контроля самостоятельной работы:

1.Правильность написания реферата, выполнение рекомендаций. Проверка реферата.



Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Опишите хозяйственное и общественное устройство у восточных славян накануне зарождения у них государства.

2.Охарактерезуйте процесс образования Древнерусского государства, расскажите о его устройстве.

3.В чём состояли предпосылки крещения Руси? Каково значение этого процесса?

4.Каковы причины политической раздробленности Руси? Дайте характеристику развития крупнейших русских княжеств и земель?

5.Как была отражена агрессия с Запада и Востока в XIII веке?

6.Дайте характеристику деятельности Ивана Грозного. Определите положительные и отрицательные последствия его правления.

7.Расскажите об основных событиях Смутного времени.

8.Перечеслите основные итоги развития России к концу XVII века.

9.Расскажите о главных достижениях русской культуры XIII – XVI Iвв.


Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: Страны Западной Европы в XVI–XVIIIвв.


Тема5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Тема 5.4 Государство и власть в эпоху перехода

к индустриальной цивилизации.

Тема 5.5 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

Тема 5.6 Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время.

Тема5.7 Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.



Тема 5.8 Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

Основные понятия и термины по теме: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим.

План изучения:

1.Многообразие цивилизаций: сходство и различия.

2.Феномен эпохи Возрождения.

3.Великие географические открытия: причины, участники, основные события, значение.

4.Национальные государства и империи.

5.Войны и революции XVII века.

6.Европа XVII века: быт, нравы, просвещение.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время».

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства.

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе.

Процесс модернизации западного мира. Понятие «Просвещение» и его содержание. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции.

Практические задания:

Тема 5.2 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

Тема 5.3 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. (Приложение 3)

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Написать конспект на тему «Открытия в науке и технике в XVI – XVIII веке».

2.Составить план и тезисы ответа по теме «Страны Европы в XVI – XVIII вв.» (Приложение 1)

Форма контроля самостоятельной работы:

1.Проверка конспекта, сообщение на уроке.

2.Проверка рабочей тетради с выполненным заданием. Правильность написания плана и тезисов.

Вопросы для самопроверки:

1.Модернизация: причины, результаты.

2.В чём причины Великих географических открытий? Расскажите о главных из этих открытий.

3.Какие изменения в хозяйстве, общественном строе, образе жизни европейских народов происходили в XVI – XVIII вв.? Каковы результаты этих процессов?

4.Что такое век Просвещения? В чём состояло значение распространения просветительской идеологии?

5.В чём суть промышленного переворота? Какие наиболее известные изобретения периода начала промышленного переворота вы знаете?

6.Почему Французскую революцию XVIII века считают одним из важнейших событий мировой истории? В чём её историческое значение?

7.Охарактерезуйте особенности Английской революции конца XVIII века.



Раздел 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ

Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I.

Тема 6.2 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

Тема 6.3 Россия во второй половине XVIII века



Основные понятия и термины: Сенат, Синод, коллегия, кондиции, подушная подать, бироновщина, просвещённый абсолютизм, дворцовые перевороты, реформа, классицизм, барокко, гвардия, культурная революция.

План изучения:

1.Внутренняя и внешняя политика ПетраI.

2.Дворцовые перевороты: причины, участники, основные события, итоги.

3. Основные направления политики Екатерины II и ПавлаI.

4.Достижения русской культуры в XVIII веке.

Краткое изложение теоретических вопросов

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. И воцарение Екатерины II.



«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Практические занятия:

Тема 6.2 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.

Тема 6.4 Культура России в середине и во второй половине XVIII века.

(Приложение 3)

Задания для самостоятельного выполнения:


  1. Афоризмы. Восприятие «преображённой России» современниками Петра I.

  2. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоёв общества.

(Приложение 1)

Форма контроля самостоятельной работы:

1.Правильность оформление афоризмов. Точность воспроизведения.

2.Проверка письменного сообщения в тетради для внеаудиторных работ.

Вопросы для самопроверки:

1.Каковы главные реформы петровского времени: их результат в сферах экономики, общественного и государственного управления.

2. Какие изменения в культуре и быте России произошли в период правления Петра I? Каковы их последствия?

3.Что такое эпоха дворцовых переворотов? Каковы их последствия?

4.Опишите главные события и процессы, происходившие в России в период правления Екатерины II. Что такое просвещённый абсолютизм?

5.В чём состояли особенности правления Павла I?

6.Расскажите о главных представителях русской культуры XVIII века и их достижениях?

Раздел 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Тема 7.1 Европейские модели перехода от традиционного общества к индустриальному.

Тема 7.2 Развитие капиталистических отношений и структуры индустриального общества в XIX веке.



Основные понятия и термины по теме: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественнонаучные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.

План изучения:

  1. Варианты политического переустройства общества: революция или реформа?

  2. Плоды промышленного переворота.

  3. Установление конституционного правления.

  4. Изменения в художественной, научной и бытовой жизни общества в изучаемый период.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Становление гражданского общества. Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. Особенности духовной жизни нового времени. Мировосприятие человека индустриального общества. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Практические задания:

Тема 7.3 Особенности духовной жизни нового времени.



(Приложение 3)

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Становление партий и формы партийной деятельности



(Приложение 1)

Формы контроля самостоятельной работы:

1.Правильность заполнения сравнительной таблицы.



Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Каковы пути решения национального вопроса в Германии, Италии, Австрии?

  2. Охарактеризуйте теории либерализма и консерватизма. В чём заключалось основное различие между этими политическими теориями?

  3. Какие изменения произошли в социальном составе общества?

  4. Назовите научные открытия, оказавшие самое большое влияние на жизнь общества XIX века.

  5. Какие художественные направления сложились в XIX веке? Приведите примеры.

Раздел 8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ

ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА


Тема 8.1 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Тема 8.2 Попытка модернизации в странах Востока.



Основные понятия и термины по теме: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог.

План изучения:

1.Колониальные империи и колониальные владения.

2.Восточный вопрос: попытка реформирования.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение.

Колониальное соперничество и его значение.

Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Попытки модернизации в странах Востока

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Колониальное соперничество и его значение.



(Приложение 1)

Формы контроля самостоятельной работы:

1.Правильное заполнение сравнительной таблицы.



Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что позволило европейцам создать колониальные империи? Какую роль в этом сыграли технические достижения периода индустриализации?

2. Зачем европейским странам нужны были колониальные владения?

3.Что такое Восточный вопрос в Европе в XIX века?

4.Каковы последствия длительной изоляции от европейцев Японии и Китая для их экономического развития?

5. Оцените результативность реформ в Японии, Китае, Османской империи?


Раздел 9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ


Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия.

Тема 9.2 Власть и реформы в первой половине XIX века.

Тема 9.3 Внешняя политика Александра I и Николая I.

Тема 9.6 Пореформенная Россия

Тема 9.7 Россия в системе международных отношений второй половине XIX века.

Тема 9.8 Повседневная жизнь населения России

в XIX в.

Основные понятия и термины по теме: многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности», крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет.

План изучения:

1.Общая характеристика России в первой четверти XIX века.

2.Характкристика важнейших реформ первой половины XIX века.

3.Основные направления внешней политики в первой половине XIX века

4.Достижения русской науки, искусства, литературы первой половины XIX века.

5.Реформы и реформаторы второй половины XIX века в России.

6.Главные направления и задачи внешней политики России во второй половине XIX века.

7. Достижения русской науки, искусства, литературы второй половины XIX века.



Краткое изложение теоретических вопросов:

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями.

Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.Европа после Наполеона. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

Общественное движение: спад и новый подъем. Первые марксисты.



Каталог: upload -> 2015
2015 -> Филиал двфу в г. Дальнегорске
2015 -> Практикум по дисциплине «Статистика» для практических занятий и самостоятельной работы студентов направлений 080100. 62 Экономика и 080200. 62 Менеджмент
2015 -> Филиал двфу в г. Дальнегорске
2015 -> Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо
2015 -> -
2015 -> Практикум для обучающихся специальности 151034 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании»
2015 -> На заседании методического совета
2015 -> Породообразующие минералы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница