Сборник тезисов XXXVI i I научно-практической конференции Донской академии наук



страница1/9
Дата22.11.2017
Размер5.72 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Южный федеральный университет

Управление образования г. Ростова-на-Дону



МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
г. Ростова-на-Дону



СБОРНИК ТЕЗИСОВ

XXXVIII научно-практической конференции
Донской академии наук
юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Ростовское отделение

Общероссийской

Малой Академии Наук

«Интеллект будущего»

29 – 31 марта 2013 года

г. Ростов-на-Дону

УДК ?????

Донская академия наук юных исследователей

имени Ю.А. Жданова

Ростовское отделение Общероссийской

Малой академии наук «Интеллект будущего»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ XXXVIII научно-практической конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова. – Ростов-на-Дону: 2013. – ????????? с.

© Южный федеральный университет, 2013



© ДАНЮИ, 2013
Президент

Донской академии наук юных исследователей:

Боровская Марина Александровна – ректор Южного федерального университета, доктор экономических наук.

Вице-президенты:

Сероштан Мария Васильевна – проректор по развитию магистратуры и послевузовского профессионального образования ЮФУ, доктор экономических наук.

Кочетов Андрей Николаевич – начальник Управления образования города Ростова-на-Дону, кандидат технических наук.

Ученый секретарь:

Ситько Римма Михайловна – кандидат педагогических наук, профессор ЮФУ.

Члены президиума:

Абраухова Валентина Владимировна – директор МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, доктор педагогических наук.

Абрамова Тамара Ивановна – кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники ЮФУ.

Авдулов Николай Степанович – ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, профессор.

Бермус Александр Григорьевич – доктор педагогических наук, профессор ЮФУ, председатель Ростовского регионального отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь».

Боровик Алексей Стратонович – директор Информационного центра по атомной энергии корпорации Росатом в г. Ростов-на-Дону, кандидат физико-математических наук.

Богучарсков Виктор Трофимович – доктор географических наук, профессор ЮФУ.

Богатин Александр Соломонович – заведующий кафедрой общей физики ЮФУ, доктор физико-математических наук, профессор.

Кононова Лариса Васильевна – ведущий специалист Управления образования города Ростова-на-Дону.

Менджерицкий Александр Маркович – заведующий кафедрой анатомии и физиологии детей и подростков, доктор биологических наук, профессор ЮФУ.

Пищулина Виктория Владимировна – декан факультета архитектуры и градостроительства ЮФУ, доктор архитектуры, профессор.

Солдатова Ирина Анатольевна – директор координационного аналитического центра развития карьеры ЮФУ.

Стопченко Николай Иванович – доктор культурологии, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии ЮФУ, академик Петровской академии наук и искусств.

Фоменко Владимир Трофимович – профессор факультета психологии ЮФУ, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЮФУ.

Хевелев Алексей Александрович – декан по воспитательной работе, помощник ректора по творческой и концертной работе ФГБОУ ВПО «Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова».

Хлиян Елена Ивановна – председатель Областного комитета «Красный крест».

Шлык Сергей Владимирович – и.о. ректора ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор.

Редакционный совет:

Абраухова Валентина Владимировна – председатель Оргкомитета ДАНЮИ, директор МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, доктор педагогических наук.

Бондарчук Зоя Игнатьевна – заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Голубничий Александр Алексеевич – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, член Союза журналистов России.

Гуценко Ольга Ивановна методист инновационных проектов МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.

Дерюгина Елена Викторовна – руководитель сектора историко-культурного наследия отдела инновационных проектов МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.

Карпова Елена Анатольевна – методист ДАНЮИ.

Овсянникова Надежда Петровна – заместитель директора МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, кандидат педагогических наук.

Пономарёва Светлана Викторовна – начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и школьников ЮФУ, кандидат биологических наук, координатор деятельности ДАНЮИ в ЮФУ.

Ситько Римма Михайловна – учёный секретарь ДАНЮИ, кандидат педагогических наук, профессор.

Чернова Александра Александровна – педагог-организатор МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, координатор ДАНЮИ.

Щаднева Мария Евгеньевна – заведующая отделом инновационных проектов МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.
Научные консультанты:

Авдулов Николай Степанович ‑ ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, профессор.

Архипенко Наталья Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ.

Айдаркин Евгений Константинович ‑ кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных ЮФУ.

Бадальянц Элеонора Евгеньевна – директор Ростовского медицинского колледжа РостГМУ.

Белопольская Елена Вадимовна ‑ кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной литературы XX века факультета филологии и журналистики ЮФУ.

Безуглов Дмитрий Анатольевич ‑ доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, проректор по учебно-методической работе Ростовского технологического института сервиса и туризма ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса».

Богатин Александр Соломонович – кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой общей физики физического факультета ЮФУ, профессор, руководитель городской школы «Шаг в физику».

Богучарсков Виктор Трофимович ‑ доктор географических наук, профессор кафедры физической географии, экологии и охраны природы геолого-географического факультета ЮФУ.

Брилева Елена Аделынаевна ‑ кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры народного художественного творчества Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусства.

Брихара Василий Иванович ‑ кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации производственных процессов ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет».

Воробьёва Елена Викторовна – доктор психологических наук, профессор кафедры психофизиологии и клинической психологии ЮФУ.

Волкова Наталья Ивановна ‑ проректор по научной работе РостГМУ, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой внутренних болезней № 3 РостГМУ.

Венков Андрей Вадимович – доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором ЮНЦ РАН.

Дидык Марина Александровна ‑ кандидат философских наук, доцент кафедры исторической культурологи факультета философии и культурологии ЮФУ.

Дроботя Наталья Викторовна – доктор медицинских наук, проректор по учебной работе ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, профессор, заведующая кафедрой кардиоревматологии и функциональной диагностики с курсом детской кардиоревматологии ФПК и ППС.

Ерусалимский Яков Михайлович ‑ доктор физико-математических наук, профессор кафедры алгебры и дискретной математики ЮФУ.

Ивлиева Ольга Васильевна ‑ профессор, доктор географических наук, заведующая кафедрой туризма ЮФУ.

Коваленко Виктория Григорьевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Теория музыки и композиции» Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Калиенко Иван Викторович ‑ кандидат технических наук, доцент кафедры радиоэлектроники Ростовского технологического института сервиса и туризма ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса».

Кононогова Ольга Ивановна ‑ кандидат педагогических наук, почетный работник общего и профессионального образования, директор МБоу ДоД центр детского технического творчества города Ростова-на-Дону.

Коротец Игорь Дмитриевич ‑ доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии факультета социологии и политологии ЮФУ.

Кочетов Вадим Леонидович ‑ кандидат экономических наук, профессор, Председатель Ростовской региональной молодёжной общественной организации «Молодые ученые Ростова».

Краевская Татьяна Владимировна – заведующая музеем истории ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры психиатрии.

Кряквин Вадим Донатович ‑ кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дискретной математики ЮФУ.

Капустина Анна Георгиевна ‑ кандидат филологических наук, доцент факультета филологии и журналистики ЮФУ.

Кихтан Валентина Вениаминовна ‑ доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики факультета лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Клецкий Михаил Ефимович ‑ кандидат химических наук, доцент кафедры химии природных и высокомолекулярных соединений ЮФУ, координатор Донского центра химического образования ЮФУ, руководитель образовательной программы «Человек изобретающий».

Крыштоп Виктор Геннадьевич ‑ кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики ЮФУ.

Крутелева Людмила Юрьевна ‑ кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии ЮФУ.

Лысенко Федор Федорович – кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель школы «Шаг в математику» МБОУ ДОД ДТДМ.

Летифов Гаджи Муталибович – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России.

Лопатченко Татьяна Павловна ‑ кандидат технических наук, заведующая кафедрой «МКТ ШИ», доцент РТИСТ ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС».

Марсаков Владимир Андреевич – доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики космоса ЮФУ.

Максименко Владимир Евгеньевич – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии, древнего мира и средних веков ЮФУ.

Медведева Ольга Павловна ‑ кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Дизайн» ЮФУ, архитектор-дизайнер, руководитель секции «Архитектура и дизайн».

Михалкович Станислав Станиславович ‑ кандидат физико-математических наук, заместитель декана факультета математики, механики и компьютерных наук, доцент кафедры алгебры и дискретной математики ЮФУ, директор воскресной компьютерной школы.

Минкина Татьяна Михайловна ‑ доктор биологических наук, профессор кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов ЮФУ.

Монастырский Лев Михайлович ‑ кандидат физико-математических наук профессор кафедры общей физики ЮФУ.

Овсянникова Надежда Петровна – заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, кандидат педагогических наук.

Помахина Лариса Ивановна ‑ старший преподаватель кафедры общей географии, краеведения и туризма геолого-географического факультета ЮФУ.

Прищепа Елена Михайловна ‑ кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ЮФУ.

Пшегусова Галина Султановна ‑ доктор философских наук, заведующая кафедрой английского языка гуманитарных факультетов ЮФУ .

Тимофеева Зоя Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры краеведения и туризма геолого-географического факультета ЮФУ.

Тихонов Алексей Владимирович ‑ кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии ЮФУ.

Савчук Вячеслав Сергеевич ‑ кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ.

Сагакянц Александр Борисович – кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета ЮФУ.

Синичкин Александр Александрович – кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета ЮФУ.

Сидоренко Юлия Андреевна – кандидат медицинских наук, декан факультета довузовского образования Рост ГМУ (СНК кафедры гигиены), г. Ростов-на-Дону, руководитель клуба «Юный медик» МОУ ДОД ДТДМ.

Сависько Анна Алексеевна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО РостГМУ, преподаватель клуба «Юный медик», (СНК кафедры пропедевтики детских болезней), г. Ростов-на-Дону.

Стопченко Николай Иванович ‑ доктор культурологии, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии ЮФУ, академик Петровской академии наук и искусств.

Фоменко Владимир Трофимович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЮФУ.

Федяева Валентина Васильевна ‑ кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой ботаники ЮФУ.

Харламов Евгений Васильевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры, лечебной физической культуры и спортивной медицины ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России.

Черницы Сергей Вячеславович – кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ростовского технологического института сервиса и туризма Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

Чернышева Галина Анатольевна ‑ кандидат социологических наук, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону.

Шалак Максим Евгеньевич ‑ кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и специальных исторических дисциплин ЮФУ.

Яценко Татьяна Сергеевна ‑ кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета по научной и инновационной деятельности ЮФУ.

Секция археологии

Основана в 1980 году

«Археологическая карта местности у х. Зеленый Мыс» (топография, история изучения и анализ археологических артефактов)
Илимдар Ишихов, 9 кл.,

МБОУ Васильево-Петровской ООШ Азовский район Ростовской области.

Руководитель Геннадий Степанович Бейсов, учитель истории и обществознания

МБОУ Васильево-Петровской ООШ, Азовский район Ростовской области.


На территории Азовского района Ростовской области, в пойме реки Кагальник, эпизодическими археологическими разведками в разные годы были выявлены местонахождения некоторых памятников археологии. Выявление памятников археологии, определение их локализации, вида, планировки, культурной принадлежности, нанесение на топооснову и постановка на государственный учет и охрану является актуальной задачей в настоящее время.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы уточнить историю хозяйственно-экономического освоения участка поймы, расположенного в излучине р. Кагальник, у современного хутора Зеленый Мыс, Азовского района, Ростовской области в древности и средние века.

Задачи исследования: проанализировать артефакты, полученные в результате археологической разведки и раскопок, у х. Зеленый Мыс; определить границы, площадь, планировку и культурную принадлежность отдельных памятников археологии, и экономический уклад жизни их обитателей; нанести границы выявленных археологических объектов на топооснову.

Методы исследования: полевой и камеральной археологии, описания, сравнительного анализа, синтеза, реконструкции, статистический, комбинаторный.

Выводы. На исследованном участке нами были выявлены поселения и определена их культурная принадлежность к срубной культуре эпохи поздней бронзы XV – X вв. до н.э., скифской культуре эпохи раннего железного века VII – VI вв. до н.э., меотской культуре римского времени II в. н.э., салтово-маяцкой культуре эпохи раннего средневековья VIII – X вв. н.э., приазовскому варианту культуры населения улуса Золотая Орда XIV – XV вв. н.э. и культуре населения Южного Приазовья XVIII – XX вв. н.э.

Локализованы зоны застроек и определены: уличная планировка поселений, хозяйственный уклад и оседлый характер жизни их обитателей. Жители всех эпох занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и ремеслами; участвовали в торговле с Причерноморскими центрами. Данные проведенных исследований позволили нанести границы археологических объектов на топооснову и составить план.

В конечном итоге, нам удалось уточнить историю хозяйственно-экономического освоения участка поймы, расположенного в излучине р. Кагальник, у современного хутора Зеленый Мыс, Азовского района, Ростовской области в древности, средние века и новое время, а так же наметить пути дальнейшего исследования этого поселения.

Для уточнения сделанных нами предварительных выводов необходимо в перспективе произвести стационарные археологические раскопки с вскрытием достаточно больших площадей.



«Экспериментальная работа по изготовлению керамических изделий по образцам сборов на острове Поречный»
Дарья Каливенцева, 10 кл.,

МБОУ СОШ № 40, г. Шахты Ростовской области.

Руководитель: Александр Васильевич Савченко,

учитель истории МБОУ СОШ № 40, г. Шахты Ростовской области.


Предметом исследования данной работы стало технология изготовления сосудов из глины.

Цель исследования воссоздать технологию изготовления керамических сосудов и подтвердить использование гончарами Ракушечного Яра местных сортов глины.

Задачами работы: определить источники сырьевой базы, состав глиняного теста, технологии лепки и обжига сосудов.

Основным источником полученных нами сведений являлись находки, сделанные в процессе работы экспедиции, сборы на острове Поречный. Базой для проведения эксперимента послужили исследовательские работы клубов «Скиф» и «Рарог» в 2006-2008 гг. Перед практической частью эксперимента мы ознакомились с литературой по описанию технологии лепки из глины.

В ходе эксперимента мы использовали три типа глины:


  1. Желтая глина – на юго-восточной оконечности острова.

  2. Черная глина – в районе урочища Черный Яр.

  3. Красная глина – в районе урочища Красный Яр.

В районе выходов глин, были сделаны заборы сырья, глина высушивалась и размельчалась. Были подготовлены примеси-отощители (навоз, трава, песок, толченая ракушка).

Сосуды лепились ленточно-жгутовым способом. По окончанию лепки изделие залащивалось и просушивалось до полного высыхания. После полного высыхания (1-2 суток) сосуды обжигались в костровой яме в течении 5 часов.

Исследования показали:

1. Из 36 изготовленных на первом этапе эксперимента сосудов, обжиг и последующие испытания выдержали 17; на втором – из 55 изготовленных сосудов, обжиг выдержало 21 изделие.

2. Сосуды, несмотря на внешнюю целостность, удерживают воду от нескольких минут до 19 часов.

Результаты первых этапов эксперимента выявил главный недостаток экспериментальных изделий – их влагопроницаемость. Важный показатель качества керамических изделий, – пористость, т.е. общий объем открытых и закрытых пор в материале. От их количества зависит водопроницаемость сосуда. Величина водопоглощения Ракушечноярской керамики составляет от 16 до 6%. Нами был проведен опыт по определению водопоглощению экспериментальных реплик, она составила от 5 до 11,5%, что сопоставимо с Ракушечноярской керамикой.

Работая с литературой мы выяснили что мастера прошлого для снижения водопоглощаемости своих изделий, а также их декорирования, использовали ряд методов: молочение, обварка, чернение, глазурование.

Исследование Ракушечноярской материальной культуры позволяют нам предположить, что гончарам поселения Ракушечный Яр были доступны молочение и обварка, так как среди разнообразной хозяйственной деятельности его обитателей были скотоводство и, вероятно, земледелие, что давало основные компоненты для данных приемов обработки керамики: молоко и злаки.

Нами был проведен эксперимент по обработке поверхности наших изделий. Сосуды 1, 2 обрабатывались обваркой. В течении часа они прогревались, затем их окунули в предварительно подготовленные растворы для обварки: сосуд 1 – вода и мука, 2 – вода, молоко, мука. После обварки сосуды прогревались в течении 3 часов. Третий сосуд обрабатывался молочением, он был наполнен молоком и помещен в духовку на 3 часа, после чего молоко было слито, а сосуд прогревался еще в течении часа.

После полного остывания в сосуды была налита вода, которую сосуды удерживали гораздо дольше, чем до обработки: сосуд 1 – около 20 часов (до обработки 3 ч. 30 мин.), сосуды 2 и 3 за 2 суток впитали незначительную часть воды (до обработки удерживали воду 12 и 19 ч.)



«Змеиное наследство» в скифо-сарматской культуре. Реконструкция технологии изготовления колец и перстней из проволоки в скифо-сарматскую эпоху
Анна Гончарова, 10 кл.,

МБОУ СОШ № 31, г. Новошахтинск Ростовской области,

член краеведческого клуба «РАРОГ».

Руководитель Елена Владимировна Икаева,

руководитель краеведческого клуба «РАРОГ»,

учитель истории МБОУ СОШ № 31, г. Новошахтинск Ростовской области.


С 1998 г. мы вместе с нашими товарищами из клуба «СКИФ» (г. Шахты, руководитель А.В. Савченко) принимаем участие в археологических исследованиях острова Поречный (Ростовская область, Усть-Донецкий район, близ станицы Раздорской). Руководителем экспедиции является А.Р. Смоляк, сотрудник ДТДМ, руководитель молодежного археологического центра «СИРГИС».

Работа нашего клуба проводится по нескольким направлениям, одним из которых является участие в краеведческих исследованиях родного края, а другим – экспериментальная археология. В 2009 – 2011 гг., проводя эксперимент по реконструкции изготовления изделий из глины неолитического периода, мы анализировали семантику орнаментов фрагментов глиняных сосудов. В семантике сероглиняных Ракушечноярских сосудов мотив орнамента «вертикальный и горизонтальный зигзаг», символизирует дождь, небо, условно обозначает небесную влагу. Одновременно горизонтальный зигзаг или «волна» могли обозначать не только дождь, но и змею. В связи с изготовлением экспериментальных изделий из кости и рога, выполненных в скифо-сарматском зверином стиле, нас заинтересовала преемственность «змеиной символики» в изделиях скифо-сарматской культуры.



Предметом нашего исследования стали: вопрос сохранения «змеиной» символики неолита и эпохи бронзы в скифо-сарматской культуре; технология изготовления колец и перстней из проволоки в скифо-сарматскую эпоху.

Цель исследования: определить семантику «змеиной» символики у скифов и сарматов; воссоздать технологию изготовления колец и перстней из проволоки в скифо-сарматскую эпоху.

Актуальность исследования: возможность использования реконструированных технологий при реставрации музейных экспонатов, проведение экспериментальных работ с помощью простейшего набора инструментов на базе школьных музеев.

Проведение эксперимента. Нами были проанализированы материальные свидетельства «змеиного наследия» неолита в скифо-сарматской культуре, определены инструментальная база и поделочные материалы, необходимые для проведения эксперимента. Мы изготовили 8 реплик колец и перстней скифо-сарматского периода из меди, используя технологию холодной ковки. Нагартованная медная проволока по жёсткости кристаллической структуры практически не будет отличаться от бронзовой, а инструменты и приемы обработки при этом будут идентичны. Компенсация жесткости металла произойдет так же за счет увеличения диаметра медной проволоки от аналоговых бронзовых образцов на 0,5 мм. Использовали медную проволоку D от 2 до 5 мм, длиной от 9,5 до 42 см (в зависимости от изготавливаемого изделия). Идея навивать кольца на металлическую оправку, а потом оформлять голову и хвост змеи и наносить риски – оказалась провальной – испортили первую же заготовку.

Далее действовали по схеме:

1) обрубили зубилом отрезок нужной длины;

2) молотком отрихтовали (заовалили/расплющили/сделали квадратным) концы/тело заготовки;

3) зубилом нанесли риски/оформили голову и глаза змеи/пуансоном на свинцовой подушке оформили площадку перстня;

4) согнули в кольцо на металлическом стержне-оправке.



Выводы.

1) У скифов существовал культ змеи. Облик змеи связан с женским образом и водой. У сарматов – с женским образом, а позже – с воинским культом Змея (матриархат-патриархат). Сохранился в осетинской культуре.

2) Инструментальная база: наковальня, свинцовая подушка, молоток, молоток-пуансон, зубило, чеканы, клещи/плоскогубцы/круглогубцы, металлический/деревянный стержень-оправка.

3) Изделия изготовлялись из проволоки заранее определенного размера: обработка и оформление рельефа/узора – затем навивалось на оправку. Изготовление 1 изделия от 30 минут до 1,5 часа.



Недоработка – площадка перстня должна иметь более выпуклый рельеф. В дальнейшем планируем более подробно рассмотреть способы витого изготовления серег, височных колец, площадок перстней – пайкой.
Секция астрономии и космонавтики

Основана в 1981 году, до 2011 г – секция астрономии




Астрономия и космонавтика:

механизм развертывания космической тросовой системы
Денис Воробьев, 10 кл., МБОУ гимназия № 36, г. Ростов-на-Дону.

Руководитель Ольга Викторовна Котова, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону.

Научный консультант Елена Юрьевна Романенко

учитель физики МБОУ гимназия № 36, г. г. Ростов-на-Дону.


Тросовые системы – очень перспективная ветвь космонавтики. Впервые о них заговорил ещё Циолковский в своей работе «грезы о Земле». Позже эту идею так же развивали такие знаменитые ученые как Цандер, Королев. Тем не менее, многие эксперименты завершаются неудачно из-за неполного развертывания Космической тросовой системы.

Цель – разработать механизм развёртывания КТС, а также произвести сопутствующие расчеты для малого экспериментального спутника.

Для этого было необходимо проанализировать имеющиеся решения, а потом предложить своё для малого спутника. Позже, используя формулы из учебников физики и справочников, были произведены все необходимые расчеты для обоснования жизнеспособности идеи.

В результате идея оказалась достаточно жизнеспособной. Расчеты были выполнены для таких параметров как сила упругости троса, предел прочности, а также расчеты давления и скорости развертывания для данного механизма. Мы узнали о проблемах загрязнения ближнего космоса на высоких орбитах, познакомились с историей развития тросовых систем. Также мы узнали о инновационном методе увода спутников с орбит с помощью электропроводящих тросовых систем. Так же проанализировав истории экспериментов с тросовыми системами, мы узнали о проблеме не разворачивания троса.

В дальнейшем планируется найти новые нестандартные пути решения данной проблемы, а также сравнить их с уже рассмотренным вышеперечисленным методом.

Вулканизм в Солнечной системе
Анна Кирокосян, 9 кл., МБОУ СОШ № 2, г. Батайска,

воспитанница МБОУ ДОД ЦДТТ г. Батайска.

Руководитель Ольга Викторовна Котова,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.
Одной из проблем, изучение которой дает возможность сравнить процессы, которые происходят на планетах, с земными процессами, есть проблема вулканизма.

Вулканические процессы – это один из характерных проявлений внутренней жизни планеты. О масштабах земного вулканизма говорит хотя бы тот факт, что на Земле насчитывается около 540 действующих вулканов, т.е. таких вулканов, которые хотя бы раз извергались на памяти человечества.

В последние годы при изучении земного вулканизма все большее значения приобретает сопоставление аналогичных явлений с явлениями, которые происходят на других телах Солнечной системы. Так, явные следы вулканическая деятельность выявлена на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет. Поэтому в работе рассмотрены проявления вулканизма на разных телах солнечной системы.

Оказалось, что на планетах земной группы в прошлом везде были вулканы. Причем самые высокие потухшие вулканы находятся на планете Марс, их высота 27 километров. На Венере, по-видимому, и сейчас есть действующие вулканы.

В своей работе мы рассмотрели, как происходит извержение вулканов на спутниках планет Ио, Тритоне, Энцеладе и Титане. Мы проанализировали, какие вещества извергают вулканы в солнечной системе, это - газ, сера, вода и магма.

Мы выяснили, что причиной вулканизма на спутниках планет является приливные взаимодействия либо между планетой и спутника (Ио, Юпитера), либо между спутником и спутником (Энцелад, Мимас).

Почему нам важно изучать вулканы? Изучение вулканизма на других планетах помогает познанию закономерностей внутреннего строения Земли.

Последующая эволюция небесных тел находилась в явной зависимости от их масс и запасов заключенной в них внутренней энергии. Поэтому на Земле продолжаются интенсивные тектонические движения, сопровождаемые сейсмичностью, вулканическими процессами, значительными поднятиями и опусканиями участков коры, медленными перемещениями литосферных плит. На Марсе эти процессы закончились сравнительно недавно, тогда как активная тектоническая деятельность на Луне и Меркурии завершилась на рубеже порядка 3 млрд. лет.



Анализ явлений в атмосфере Юпитера
Антон Романенко, МБОУ гимназия № 36,

воспитанник МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону

Руководитель Ольга Викторовна Котова, педагог дополнительного образования

МБОУДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону


Юпитер – самая крупная из всех планет Солнечной системы.

Он обладает мощной атмосферой, в которой происходят интересные явления. Учёные всего мира изучают атмосферу Юпитера, чтобы лучше понять процессы, происходящие в атмосфере нашей планеты, разобраться в атмосферных явлениях, происходящих на Земле.



Цель работы: проанализировать явления в атмосфере Юпитера.

В работе анализируются явления, наблюдаемые в атмосфере Юпитера на основании рисунков и фотографий, сделанных астрономами-любителями, автоматическими межпланетными станциями. Мы их разделили на такие группы: полосы и зоны, пятна (в том числе и Большое Красное пятно), исчезновение южной экваториальной зоны. Рассматриваются необычные явления в атмосфере планеты, вызванные падением космических тел, например кометой Шумейкеров-Леви 9.

Выяснены причины, объясняющие эти явления с точки зрения последних достижений астрономии и космонавтики.

Наш анализ показал, что наблюдения и открытия, сделанные астрономами-любителями, востребованы и очень важны в изучении Юпитера. Надеюсь, что мне тоже удастся самому наблюдать Юпитер и сделать свои открытия, которые, возможно, будут полезны людям.

Вода в Солнечной системе
Анастасия Упорникова, 9 кл., МБОУ СОШ № 2, г. Батайск,

МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ г. Батайска.

Руководитель Ольга Викторовна Котова, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону.


Одной из главных задач, решаемых планетологами при исследовании небесных тел, является поиск воды в той или иной форме. Вода, как известно, является основой жизни и ранее предполагалось, что она есть только на Земле. Масса земных океанов, покрывающих 71 % поверхности планеты, составляет огромную величину, 2,4х10-4 от всей массы планеты. Около 60–70 % воды при формировании Земли принесли с собой протопланетные и метеоритные тела, остальное выделилось из комет, упавших на формирующуюся Землю. Вода Земли определяет метеорологические и климатические свойства нашей планеты.

Оказалось, что в том или ином виде эта живительная влага присутствует на всех планетах Солнечной системы. Информация о ее количестве в различных областях Солнечной системы весьма важна для понимания процессов образования и эволюции планет, а также возникновения и развития жизни.

В работе мы рассмотрели планеты Марс, Венеру, Меркурий, спутник Земли – Луну, спутники Юпитера – Европу, Каллисто, Ганимед и Энцелад – спутник Сатурна. Попытались выяснить в каком состоянии и в каком количестве вода есть на этих телах.

Оказалось, что на Марсе вода находится в твердом состоянии, под слоем песка и воды. Ее количество от 54 млн. км3 до 77 млн. км3, или 3,21•1024 кг-1,284•1024 кг. На Луне и Меркурии, как предполагают, лед находится в районе полюсов (в ловушках). В лунных условиях, по-видимому, будет преобладать лед Ic (с кубической кристаллической структурой). В отличии от Ih (c гексагональной кристаллической структурой), который встречается в повседневной жизни на Земле, лед Ic существует лишь в метастабильной фазе, которая может образовываться только при температуре ниже 170 К.

По оценкам специалистов на Меркурии воды содержится от 20 миллиардов до двух триллионов тонн. Очень большие запасы воды на галилеевых спутниках: Европе – 3·1018, Ганимеде – 0,592·1023 и Каллисто-0,431·1023. Вода находится на этих спутниках в ледяной коре, под которой находится жидкий океан.

В процессе формирования планет Солнечной системы большую роль играла вода, а точнее, процессы изменения её фазового состояния – пар «-» жидкость «-» лёд. Вокруг молодого Солнца с его мощным излучением образовалась почти пустая зона. Вдали от Солнца, за той границей, где вода могла конденсироваться в ледяную пыль, возникали гигантские газо-жидкие планеты семейства Юпитера. Более близкие к Солнцу планеты группы Земли, к которым относятся Меркурий, Венера и Марс, образовались из почти сухого материала, как и спутник Земли Луна. Вот почему важно изучать, где есть вода в Солнечной системе.

Предполагают, что жизнь на Земле возникла в воде. И может быть, когда-нибудь, возникнет жизнь и за пределами на шей планеты. Ведь вода ‑ это источник жизни и всего живого.

Животные в космосе
Дарья Берейчук, 8 кл.,

МОУДОД Станция юных техников ВК, г. Волгодонск.

Научный руководитель Татьяна Ивановна Банникова,

педагог дополнительного образования

МОУДОД Станция юных техников ВК, г. Волгодонск.

Научный консультант Юлия Георгиевна Берейчук,

учитель истории МОУ гимназия №1 «Юнона».

«До сих пор не пойму, кто я: «первый человек» или «последняя собака», – в этой шутке, приписываемой устной традицией Юрию Гагарину, есть немалая доля истины. Человек действительно попал в космос «последним»: путь к звездам ему проложили сотни живых существ, от мухи до шимпанзе. Путь в неизвестность Юрию Гагарину и Герману Титову, а затем американцам Алану Шепарду и Джону Гленну, проложат сгинувшая на орбите Лайка, вернувшиеся живыми Белка и Стрелка, «шимпонавты» Хэм и Энос и сотни других, оставшихся безымянными, живых существ. Благодаря им человек, методом проб и ошибок, за десять с лишним лет добрался до орбиты.

Цель моего проекта: исследование роли животных в открытиях человечества, связанных с астрономией и космонавтикой.

Задачи исследования:



  • собрать материал о животных, побывавших в космосе;

  • сделать сравнительный анализ созвездий, названных в честь животных с их полетами в космические просторы;

  • проанализировать собранный материал и представить его в виде презентации в среде Power Point и программных разработок в среде Microsoft Visual BASIC;

  • предложить в общеобразовательные учреждения города для учебных и внеклассных занятий и всем людям, интересующимся астрономией.

Методы исследования: теоретические (изучение книжных публикаций, различных Интернет-ресурсов, анализ и синтез; обобщение и сравнение); математические (подсчет статистических данных, компьютерное моделирование).

Созданное мной электронное пособие «Животные в космосе» открывает лишь часть завесы над тайнами исследования космоса с помощью животных. В моем проекте есть фото-галерея, фильмы по исследуемому материалу.

Я, надеюсь, что собранная мной информация занимательна, интересна не только для меня, но и для тех, кто часто смотрит в небо, изучает астрономию – великую науку жизни, постигая по крупицам материал, исследуя открытия великих ученых в области космонавтики и астрофизики.

Для создания своего проекта я использовала программу Microsoft Office Power Point 2007 (в ней сделана презентация), для просмотра фильмов могут понадобиться программы QuickTime, Winamp, Bsplayer. Тест для проверки знаний выполнен в среде Microsoft Visual BASIC.

Данный проект поможет развить у подростков интерес к истории своей страны и освоению космоса.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница