Рабочая программа по географии для 5 классов на I и II полугодие 2014/5 учебного года



Скачать 197.72 Kb.
Pdf просмотр
Дата04.07.2018
Размер197.72 Kb.
ТипРабочая программа


СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
__________________
__________________
«___» ________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СОШ № 1499
_________________
Т.А. Матвеева
«___» ________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 5 классов на I и II полугодие 2014/5 учебного года.
Учитель Острикова Н.И.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть год
Количество часов в неделю по учебному плану
1 1
1 1
1
Количество часов в четверти
9 7
10 9
34
Количество контрольных работ
Количество практических работ
1 1
1 1
4
Автор программы
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Линия «СФЕРЫ»
Автор УМК
А.А. Лобжанидзе
Северо-Восточный административный округ г. Москвы
ГБОУ СОШ № 1499 2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование для работы по учебнику для 5-6 классов общеобразовательных учреждений «География. Планета Земля» (автор А.А.
Лобжанидзе) является частью составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования рабочей программы для линии УМК «География. Сферы». При разработке рабочей программы и тематического планирования к ней учтены Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Фундаментального ядра содержания общего образования. Примерной программы по географии, а также Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».
Содержание начального курса географии в основной школе позволяет
формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. ию познавательных потребностей и развитию по- знавательных способностей.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.
Важнейшие метапредметные результаты:
1) умение определять цели обучения;
2) умение планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) владение основами самоконтроля, самооценки;
6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение работать индивидуально и в группе;
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
4) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
5) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
6) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА ГЕОГРАФИИ
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение.
Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности.
Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки.
Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы, изучения окружающей среды. Наблюдение.
Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.
Картографический метод.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;



показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»,
«градусная сеть», «масштаб», «азимут»;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

читать план местности и карту;

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на карте;
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы.
Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.
Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета»,
«литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые»,«горы», «равнины», «горные породы», «полезные ископаемые»,

приводить примеры географических следствий движения

Земли

называть и показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

основами экологической культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «География. Планета Земля» ученик должен:
Знать/понимать:

- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,

результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,

основные источники географической информации,

методы изучения Земли,

географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,

различия между планом местности, картой, глобусом,

современные способы создания карт,

как происходило освоение территории Земли, росла численность населения
Земли, произошли основные расы,

состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,

изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,

географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:

обозначать и надписывать объекты на контурной карте,



давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,

находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,

приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,

составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,

описание образа природных объектов,

описание природных объектов по типовому плану,

описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,

определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в
Коллекциях),

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы,

представлять результаты измерений в разной форме,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное значение природы
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;


2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;


7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.



Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее
10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии:
10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических
знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической

деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно
оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на
один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка
за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на
один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами
запрещено!


ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКОВ
Перечень изданий учебно-методических
комплектов «сферы» по
географии для основной школы5- 6 класс

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы.
Учебник для общеобразовательных учреждений.

География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-трена жер. 5-
6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных уч реждений.

Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля.
Тетрадь- практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразо вательных учреждений.

Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзамена тор. 5-
6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.

География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.

География. Планета Земля. Методические рекомендации,
5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
4. Список литературы для обучающих и педагогов
Перечень литературы для педагогов

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение,2012

География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
М.: Просвещение,2012

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-трена жер, в
2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных уч
- реждений. М.: Просвещение,2012

Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля.
Тетрадь- практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразо вательных учреждений. М.: Просвещение,2012

Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзамена тор. 5-
6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
М.:
Просвещение,2012

География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
М.: Просвещение,2012

География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
М.:
Просвещение,2012

География. Планета Земля. Методические рекомендации,
5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение,2011

Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
Дополнительная литература для учащихся:

Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010



Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki http://nature.worldstreasure.com/
- Чудеса природы http://www.rgo.ru/
- Планета Земля http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm
- Россия, как система http://www.rusngo.ru/news/index.shtml
- Национальное географическое общество http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html
- Города России
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка,
Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность,
Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские,
Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест),
Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли,
Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия,
Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная
Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка,
Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.


Номер урока
Тема урока
Основные виды деятельности ученика
Введение – 2 часа
Урок 1
География – древняя и современная наука
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Определять
понятие «география»
Урок 2
География в современном мире
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 8 часов
Урок 3
География в древности
Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока
Урок 4
Географические знания в древней Европе
Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и
Древнем Риме
Урок 5
География в эпоху средневековья
Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А.
Никитина, викингов, Марко Поло.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию и
обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги
Урок 6
Открытие Нового Света
Прослеживать по картам маршруты путешествий X. Колумба.
Приобретать навыки представления информации о последствиях открытия
Америки для её народов
Урок 7
Эпоха Великих географических открытий
Прослеживать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить
маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи
Великих географических открытий.
Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий
Урок 8
Открытие Австралии и
Антарктиды
Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.
Лисянского.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.


Находить информацию и обсуждать
значение первого российского кругосветного плавания
Урок 9
Современные географические исследования. Обобщение темы
Находить на иллюстрациях и описывать
способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.
Тема 2. Изображения земной поверхности и их использование – 12 часов
Урок 10
Изображения земной поверхности.
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности.
Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике
Урок 11
Масштаб
Определять по плану местности расстояния между географическими объектами с помощью масштаба. Решать
практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Урок 12
Условные знаки.
Практическая работа.
Чтение плана местности, карты.
Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Описывать маршрут по плану местности с помощью чтения условных знаков
Урок 13
Способы изображения неровностей земной поверхности
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы, горные вершины.
Урок 14
Стороны горизонта.
Ориентирование
Определять по плану и карте направления на стороны горизонта.
Урок 15
Съёмка местности.
Практическая работа.
Ориентирование на местности по компасу и местным признакам.
Определение расстояний и направлений на местности.
Ориентироваться по плану местности.
Определять азимуты на плане.
Определять стороны горизонта на плане
Урок 16
Построение плана местности
Практическая работа.
Составлять простейший план небольшого участка.


Составление простейшего плана.
Урок 17
Географические координаты
Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты.
Урок 18
Параллели и меридианы
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.
Определять по картам стороны горизонта и направления движения.
Урок 19
Географические координаты
Практическая работа.
Определение географических координат точек, направлений. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.
Определять по картам географические координаты объектов. Находить объекты на карте по географическим координатам.
Определять расстояния с помощью градусной сетки
Урок 20
Географические информационные системы
Урок 21
Обобщение по теме
«Изображения земной поверхности и их использование»
Тема 3. Земля планета Солнечной системы – 5 часов.
Урок 22
Земля планета в
Солнечной системе
Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты
Солнечной системы по разным параметрам.
Составлять «космический адрес» планеты
Земля.
Составлять и анализировать схему
«Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию и
подготавливать сообщение на тему
«Представления о форме и размерах Земли в древности»
Урок 23
Осевое вращение Земли
Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.
Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.
Составлять и


анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
Урок 24
Орбитальное вращение
Земли
Описывать особенности движения Земли по орбите.
Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять
смену времён года.
Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги
Урок 25
Влияние Космоса на
Землю и жизнь людей
Составлять описания происшествий на
Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.
Находить
дополнительные сведения о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства
Урок 26
Обобщение по теме
«Земля — планета
Солнечной системы».
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли – 8 часов
Урок 27
Строение Земли. Горные породы
Описывать модель строения Земли.
Выявлять особенности внутренних оболочек
Земли на основе анализа иллюстраций,
сравнивать оболочки между собой.
Анализировать схему преобразования горных пород
Урок 28
Строение Земли. Горные породы. Практическая
работа. Описание горных пород и их свойств
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать
простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.
Урок 29
Земная кора и литосфера.
Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
Сравнивать
океанический и континентальный типы земной коры.
Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит
Урок 30
Рельеф Земли
Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа и показывать
их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа с границами литосферных плит.
Урок 31
Внутренние силы Земли
Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать

с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений
Урок 32
Внешние силы, как разрушители и создатели рельефа
Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.
Урок 33
Человек и мир камня
Урок 34
Обобщение по теме
«Литосфера — каменная оболочка Земли »

Каталог: files
files -> Методические рекомендации по разработке вопросов конкурсных заданий
files -> Программа (примерная) проведения
files -> Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 2. История древнего востока трудоёмкость
files -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История наук о Земле (география)
files -> Аннотация
files -> Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 06. 04. 01 Биология, магистерская программа «Биотехнология»
files -> Восточно-казахстанский государственный
files -> Восточно-казахстанский государственный
files -> Заместитель Министра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница