Рабочая программа по дисциплине м 1 «История и методология компьютерных наук»



Скачать 480.39 Kb.
Дата05.02.2018
Размер480.39 Kb.
ТипРабочая программа


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Энгельсский технологический институт (филиал)


Кафедра «Техническая физика и информационные технологии»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине



М.1.1.1 «История и методология компьютерных наук»

направления подготовки



02.04.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

Магистерская программа «Информационные системы и базы данных»

форма обучения – очная

курс – 1

семестр – 1

зачетных единиц – 2

часов в неделю – 2

всего часов – 72

в том числе:

лекции – 18

коллоквиумы – нет

практические занятия – 18

лабораторные занятия – нет

самостоятельная работа – 36

зачет – 1 семестр

экзамен – нет

РГР – нет

курсовая работа – нет

курсовой проект – нет


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«25» 09 2015 года, протокол № 2

Зав. кафедрой _____________/Терин Д.В./

Рабочая программа утверждена на заседании УМКН

«28» 09 2015 года, протокол № 1

Председатель УМКН _______/Терин Д.В./


Энгельс 2015

Вид учебной работы


Всего

Курс, семестр (часы)

З.е.

Часы

1

2

1

2

3

4

Аудиторные занятия (АЗ): всего

в том числе:

1

36

36










Лекции (ЛК)

0,5

18

18










Доля лекционных часов от АЗ по дисциплине, %




50













Коллоквиумы (КЛ)



















Лабораторные работы (ЛР)



















Практические занятия: (ПЗ)

0,5

18

18










Доля интерактивных форм обучения от АЗ по дисциплине, %




50













Самостоятельная работа (СР), всего в том числе:

1

36

36










Курсовая работа (КР)



















Курсовой проект (КП)



















Расчетно-графическая работа (РГР)



















Другие виды самостоятельной работы

1

36

36










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен):




зачет













Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам:

2

72

72












1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели и задачи дисциплины: формирование у магистрантов понимания исторических аспектов развития информационных систем и основ построения информационных систем с использованием компьютерных технологий для последующего практического использования.

Задачи дисциплины: cистематизировать знания в плане исторического развития информатики, информационных технологий, перспективы и тенденции развития компьютерных наук; азвить способности осуществления междисциплинарных исследований; взаимодействия в коллективе при исследовании и разработке компьютерных программ; обеспечить развитие исследовательской компетентности обучающихся; сформировать умения решать задачи, возникающие в производственной и научно-исследовательской сфере для различных парадигм построения вычислительных средств; использовать современные методы, средства и технологии программирования при разработке систем; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, применять для этого современные информационные технологии; обеспечить развитие опыта использования специальной научно-технической литературы, современных информационных технологий в научных исследованиях, создании программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История и методология компьютерных наук» относится к базовой части базового цикла (М.1.1.) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. В соответствии с учебным планом образовательной программы изучение данной дисциплины предусмотрено в 1 семестре и логически взаимосвязано с параллельно преподаваемыми дисциплинами.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций ОПК-4, ПК-6.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

- владение теоретическими основами информатики как науки; знание проблем современной информатики, ее категории и связи с другими научными дисциплинами, понимание основных этапов и тенденции развития программирования, математического обеспечения и информационных, технологий (ОПК-4).

- готовностью воспринимать и проводить анализ направлений развития компьютеров с традиционной (нетрадиционной) архитектурой, воспринимать тенденции развития функций и архитектур проблемно-ориентированных программных систем и комплексов (ПК- 6);

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать: перспективы и тенденции развития информационных технологий, компьютерных наук; специальную научно-техническую литературу; современные информационные технологии, применяемые в научных исследованиях, средства и среды программирования; программные продукты, применяемые в различных сферах; основные принципы становления информатики как фундаментальной дисциплины; основные этапы и принципы развития и формирования средств вычислительной техники и их программного обеспечения; эволюции основных проблем человеко-машинного взаимодействия и методов их решения; основные этапы и принципы развития естественных информационных систем.

Уметь: формулировать и решать задачи, возникающие в производственной и научно-исследовательской сфере для различных парадигм построения вычислительных средств; использовать современные методы, средства и технологии программирования при разработке систем; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, применять для этого современные информационные технологии, проводить сравнительный анализ информационных систем и технологий.

Владеть: навыками методологического анализа и синтеза, приемами планирования и организации исследовательских проектов, умением интерпретировать результаты исследований; взаимодействия с коллегами и коллективом при исследовании и разработке компьютерных программ, навыками применения полученных знаний для дальнейшей научной работы.

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий

№ модуля

№ недели

№ темы

Наименование темы

Часы

Всего

Лекции

Коллоквиумы

Лабораторные

Практические

СРС

1

2

3

4

4

5

6

7

8

9

I

1, 2

1

Введение в дисциплину.

8

2

-

-

2

4




3, 4

2

Выдающиеся достижения в истории вычислительной техники

8

2

-

-

2

4

II

5, 6

3

Выдающиеся достижения в истории развития ЭВМ в России. Фрагменты истории компьютерных наук.

8

2

-

-

2

4




7, 8

4

Развитие элементной базы и архитектуры компьютеров, архитектуры микропроцессоров.

8

2

-

-

2

4

III

9, 10,

5

Основные вычислительные задачи начала 20-го века. Машина ЭДВАК: электронный дискретный переменный компьютер.

8

2

-

-

2

4




11, 12

6

Развитие архитектуры вычислительных систем и сетей.

8

2

-

-

2

4

IV

13, 14

7

Суперкомпьютеры и специализированные вычислительные системы

8

2

-

-

2

4




15, 16,

8

Развитие языков и технологий программирования, основные парадигмы программирования.

8

2

-

-

2

4




17, 18

9

Эволюция проблем человеко-машинного взаимодействия и методов их решения; системы искусственного интеллекта.

8

2

-

-

2

4







Итого

72

18

-

-

18

36

5. Содержание лекционного курса



темы

Всего

часов



лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1

2

1

Введение в дисциплину. Основное содержание курса, цели и задачи. Знакомство с предметом и основными понятиями учебной дисциплины «История и методология компьютерных наук». Связь учебного курса с другими дисциплинами учебного плана.

1, 2,10 -12

2

2

2

Выдающиеся достижения в истории вычислительной техники. Рисунок суммирующего устройства Леонардо да Винчи. Изобретение логарифмов и логарифмическая линейка. Машина В. Шиккарда (сложение, вычитание, табличное умножение и деление). "Паскалина" Б. Паскаля. "Арифметический прибор" Г. В.Лейбница. Ткацкий станок Ж. Жакара с программным управлением при помощи перфокарт. Гаспар де Прони. Новая технология вычислений: разработка численного метода, составление программы последовательности арифметических действий, проведение вычислений по программе.Ч. Бэббедж и его "аналитическая машина". Ада Лавлейс (Байрон) и первые программы автоматических вычислений.Самосчёты В. Я.Буняковского, арифмометр В. Т.Однера, арифмометр Чебышева и клавишные вычислительные машины, "машинное" интегрирование дифференциальных уравнений А. Н.Крылова, интегратор И. С.Брука. Проблема автоматизации сложных вычислений (проектирование самолётов, атомная физика и др.). Машины К. Цузе, Дж. Атанасова, С. А.Лебедева и др.

1, 2,10 -13

3

2

3

Достижения в истории развития ЭВМ в России.Разработки С. А.Лебедева и его учеников, их применение (расчёт орбит малых планет, составление карт по геодезическим съёмкам, создание словарей и программ для перевода и др.). Создание отечественных машин (А. А.Ляпунов, А. П.Ершов, Б. И.Рамеев, М. Р.Шура-Бура, Г. П.Лопато, М. А.Карцев и многие другие), появление персональных компьютеров. Многоплановое использование машин: управление космическими полётами, наблюдение за космическим пространством, в научных работах, для управления технологическими процессами, обработка экспериментальных данных, электронные словари-переводчики, экономические задачи, учительские и ученические машины, бытовые компьютеры и т. п.

1 -3

4

2

4

Соединение электроники и логики: двоичная система Лейбница, алгебра логики Дж. Буля, абстрактная "машина А. ьюринга", машины Поста, Маркова. Работы по теории информации и кибернетике К. Шеннона. Полная мера информации по А. Харкевичу. Принцип "необходимого многообразия" по У. Росс Эшби и его гомеостат. Норберт Винер: Кибернетика и общество. "Метод критического пути" М. Уолкер и Дж. Келли. Марковские системы. Динамическое программирование и принцип оптимальности Р. Беллмана. Принцип максимума Л. Понтрягина. Линейное программирование Л. В.Канторовича. Теория случайных процессов А. Н.Колмогорова и Н. Винера. Джон фон Нейман: теория автоматов, принципы архитектуры вычислительных машин, в том числе принцип хранения программы в оперативной памяти машины. Первый язык программирования высокого уровня – "Фортран". Алгоритмический язык "Алгол-60". Дональд Кнут и его "Искусство программирования". Структурное программирование. Н. Вирт и язык "Паскаль". Объектно-ориентированное программирование. Супперкомпьютеры, параллелизация вычислений. Сети и распределённая обработка информации. "Computer Science" и "Информатика". В. М.Глушков, Е. Л.Ющенко, А. А.Летичевский и др. Теоретическая и прикладная информатика.

1 -3

5

2

5

Машина ЭДВАК: электронный дискретный переменный компьютер. Проект Мочли-Эккерта. Компьютер - объект, представляющий научный интерес. Основные положения, опубликованные Фон Нейманом.

4 -9

6

2

6

Развитие архитектуры вычислительных систем и сетей. Сети начального периода развития. События, сопутствующие развитию сетей. Идеи П. Бэрена. Глобальная сеть Интернет. ALOHAnet (1970). Локальные вычислительные сети.

4 -9

7

2

7

Суперкомпьютеры и специализированные вычислительные системы. Классификация суперкомпьютеров. Отечественные суперкомпьютеры. Специализированные вычислительные системы.

4 -9

8

2

8

Развитие языков и технологий программирования, основные парадигмы программирования. «Доисторические» языки программирования. Языки программирования низкого уровня. Языки программирования высокого уровня. Универсальные языки программирования.

4 -9

9

2

9

Эволюция проблем человеко-машинного взаимодействия и методов их решения; системы искусственного интеллекта. Новые информационные технологии: научное направление – искусственный интеллект и его приложения (использование логических методов доказательства правильности программ, обеспечение интерфейса на профессиональном естественном языке с пакетами прикладных программ и др.). Человеко-компьютерное взаимодействие. Человеко-компьютерный интерфейс. Оценка и разработка пользовательского интерфейса. Искусственный интеллект.

4 -9




18










6. Содержание коллоквиумов

Не предусмотрены учебным планом.



7. Перечень практических занятий



темы

Всего

часов

Наименование практических занятий. Задания, вопросы, отрабатываемые на практических занятиях.

Учебно-методическое обеспечение

1

2

4

3

1

2

Выдающиеся достижения в истории вычислительной техники

1, 2,10 -12

2

2

Выдающиеся достижения в истории развития ЭВМ в России

1, 2,10 -12

3

2

Фрагменты истории компьютерных наук

1 -3, 13

4

2

Основные вычислительные задачи начала 20-го века

1 -3

5

2


Машина ЭДВАК: электронный дискретный переменный компьютер

4 -9

6

2

Развитие архитектуры вычислительных систем и сетей.

4 -9

7

2

Суперкомпьютеры и специализированные вычислительные системы

4 -9

8

2

Развитие языков и технологий программирования, основные парадигмы программирования.

4 -9

9

2

Эволюция проблем человеко-машинного взаимодействия и методов их решения; системы искусственного интеллекта.

4 -9




18







  1. Перечень лабораторных работ

Не предусмотрены учебным планом.

9. Задания для самостоятельной работы студентов



темы

Всего

Часов

Задания, вопросы, для самостоятельного изучения (задания)

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

1, 2,10 -12

1

4

Выдающиеся достижения в истории вычислительной техники

1, 2,10 -12

2

4

Выдающиеся достижения в истории развития ЭВМ в России

1 -3, 13

3

4

Фрагменты истории компьютерных наук

1 -3

4

4

Основные вычислительные задачи начала 20-го века

4 -9

5

4

Машина ЭДВАК: электронный дискретный переменный компьютер

4 -9

6

4

Развитие архитектуры вычислительных систем и сетей.

4 -9

7

4

Суперкомпьютеры и специализированные вычислительные системы

4 -9

8

4

Развитие языков и технологий программирования, основные парадигмы программирования.

4 -9

9

4

Эволюция проблем человеко-машинного взаимодействия и методов их решения; системы искусственного интеллекта.

1, 2,10 -12




36







10. Расчетно-графическая работа

Не предусмотрена учебным планом.



11. Курсовая работа

Не предусмотрена учебным планом.



12. Курсовой проект

Не предусмотрен учебным планом.



13. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Текущий контроль успеваемости осуществляется по результатам выполнения лабораторных работ, предусмотренных учебной программой в заданной системе зачетных единиц. тепень успешности освоения дисциплины в системе зачетных единиц оценивается суммой баллов, исходя из 10 максимально возможных, и включает две составляющие. ервая составляющая − оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению каждого модуля дисциплины в течение предусмотренного учебным планом временного отрезка. Балльная оценка преподавателя является средним арифметическим баллов, начисляемых студенту за успешность рубежных контролей по каждому учебно-образовательному модулю. Рубежный контроль подразумевает развернутый ответ студента на один из вопросов по пройденному материалу.

Вторая составляющая - оценка преподавателем посещаемости лекционных занятий (пропорционально числу посещенных занятий). Вторая составляющая является коэффициентом для первой составляющей, т.е. в случае 100%-ной посещаемости студентом аудиторных занятий вторая составляющая =1 (36/36), в случае пропуска 2 занятий из 36 возможных, вторая составляющая = 0,94 (34/36).

В случае пропуска по уважительной причине, вторая составляющая остается без изменений при условии, что не страдает первая составляющая.


Паспорт компетенции:

ОПК-4


Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать обще-профессиональными компетенциями:владением теоретическими основами информатики как науки; знание проблем современной информатики, ее категории и связи с другими научными дисциплинами, понимание основных этапов и тенденции развития программирования, математического обеспечения и информационных, технологий (ОПК-4);

Карта компетенции ОПК-4: владение теоретическими основами информатики как науки; знание проблем современной информатики, ее категории и связи с другими научными дисциплинами, понимание основных этапов и тенденции развития программирования, математического обеспечения и информационных, технологий

№ п/п

Наименование дисциплины и код по базовому учебному плану

Части компонентов

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

1

2

3

4

5

1

История и методология компьютерных наук
М. 1.1.1

Знает: основные понятия информатики и информационных технологий;

роль и место информатики и информационных технологий в развитии современного общества;

основные информационные процессы и методические основы информатизации в современном обществе;

основные принципы и тенденции развития методов сбора, хранения и обработки информации, как средства управления информацией;

основные принципы стратегического развития информационных технологий и систем.


Лекции.

Самостоятельная работа.




Тестирование, содержащее задания с выбором одного правильного ответа или с выбором нескольких правильных ответов, а также задания с выбором наиболее правильного ответа.

Умеет: формировать документацию с целью анализа результатов деятельности;

проектировать информационные системы сбора, хранения и обработки информации;

осуществлять обоснованный выбор инструментальных средств информационных технологий для решения профессиональных задач.


Лекции.

Самостоятельная работа.



Решение тематических задач.


Владеет: навыками профессионального поиска и анализа информации в глобальных компьютерных сетях;

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером, как средством управления информацией;

навыками проектирования информационных систем сбора, хранения и обработки информации.


Лекции

Самостоятельная работа



Зачёт

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4

Наименование компетенции


Индекс

ОПК-4


Формулировка:

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать обще-профессиональными компетенциями:владением теоретическими основами информатики как науки; знание проблем современной информатики, ее категории и связи с другими научными дисциплинами, понимание основных этапов и тенденции развития программирования, математического обеспечения и информационных, технологий (ОПК-4);






Ступени уровней освоения компетенции

Отличительные признаки

Пороговый (удовлетворительный)

Знает: основные понятия информатики и информационных технологий, роль и место информацинных технологий в развитии современного общества, основные информационные процессы и методические основы, основные принципы сбора, хранения и обработки информации, основные принципы стратегического развития информационных технологий и систем в области профессиональной деятельности. Умеет: формировать отчетную документацию с целью анализа результатов деятельности. осуществлять выбор инструментальных средств информационных технологий для решения профессиональных задач.

Владеет: навыками поиска и анализа информации в глобальных компьютерных сетях; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками проектирования информационных систем сбора, хранения и обработки информации.

Продвинутый

(хорошо)


Знает: основные понятия информации и информационных технологий; роль и место информации в развитии современного общества; основные информационные процессы и методические основы информатизации; основные принципы и тенденции развития методов сбора, хранения и обработки информации, как средства управления информацией; допускает некоторые неточности в основных принципах стратегического развития информационных технологий.

Умеет: формировать отчетную документацию с целью анализа результатов профессиональной деятельности; проектировать информационные системы сбора, хранения и обработки информации, допуская некоторые неточности; осуществлять обоснованный выбор инструментальных средств информационных технологий для решения профессиональных задач.

Владеет: навыками поиска и анализа информации в глобальных компьютерных сетях, правильно интерпретируя полученные результаты; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками проектирования информационных систем сбора, хранения и обработки информации, допуская некоторые неточности.

Высокий

(отлично)



Знает: основные понятия информации и информационных технологий; роль и место информации в развитии современного общества; основные информационные процессы и методические основы информатизации в профессиональной деятельности; основные принципы и тенденции развития методов сбора, хранения и обработки информации, как средства управления информацией; основные принципы стратегического развития информационных технологий и систем в организациях.

Умеет: формировать отчетную документацию с целью анализа результатов деятельности; проектировать информационные системы сбора, хранения и обработки информации; осуществлять обоснованный выбор инструментальных средств информационных технологий для решения задач в области профессиональной деятельности.

Владеет: навыками профессионального поиска и анализа информации в глобальных компьютерных сетях; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками профессиональной работы с информационными - , математическими - , системами программирования и проектирования; навыками проектирования информационных систем сбора, хранения и обработки информации.

Студент полностью выполняет задания, дает обоснованные ответы на вопросы по выбранной тематике, может предложить и обосновать отличные от стандартных варианты решения.

Паспорт компетенции:

ПК-6

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:организационно-управленческая деятельность: готовностью воспринимать и проводить анализ направлений развития компьютеров с традиционной (нетрадиционной) архитектурой, воспринимать тенденции развития функций и архитектур проблемно-ориентированных программных систем и комплексов (ПК 6);

Карта компетенции ПК-6: готовностью воспринимать и проводить анализ направлений развития компьютеров с традиционной (нетрадиционной) архитектурой, воспринимать тенденции развития функций и архитектур проблемно-ориентированных программных систем и комплексов (ПК 6);



№ п/п

Наименование дисциплины и код по базовому учебному плану

Части компонентов

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

1

2

3

4

5

1

История и методология компьютерных наук
М. 1.1.1

Знает:основные методы сбора, хранения и обработки информации;о законах получения, передачи и использования информационных ресурсов; понятие деловой информации); программные средства обработки деловой информации (офисный пакет приложений Microsoft Office:MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access); сетевые технологии обработки данных; основы компьютерной коммуникации; методы и средства защиты компьютерной информации; основные алгоритмические конструкции; основы программирования; основные запоминающие устройства для хранения информации.

Лекции.

Самостоятельная работа.




Тестовые задания.

Умеет:работать с информацией в сети Интернет; использовать базовые возможности корпоративных информационных систем; формировать отчетную документацию с целью анализа профессиональной деятельности; использовать средства сетевых сервисов (электронная почта, облачные технологии Google и т.д.); работать в приложениях приложений Microsoft Office:MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access) использовать средства защиты компьютерной информации; использовать технологии визуального программирования VBA for Application для создания оконных приложений информационных систем и баз данных.

Лабораторные работы с использованием активных и интерактивных приемов обучения.

Самостоятельная работа.



Контрольные индивидуальные задания.

Владеет: профессиональными приёмами - работы с компьютером, как средством управления информацией, - поиска и анализа информации в сети Интернет; приёмами работы с сетевыми сервисами (электронная почта, облачные сервисы ( Google, и т.д.); основными методами и средствами защиты компьютерной информации; приёмами и методиками работы в приложениях Microsoft Office: MS Word (обработка текстовой информации), MS Excel (расчеты в таблицах, построение графиков и диаграмм, анализ данных), MS PowerPoint (создание презентаций), MS Access (проектирования информационных систем сбора, хранения и обработки информации); профессиональными приёмами использования технологий визуального программирования VBA for Application для создания оконных приложений управления информационными системами и базами данных.

Лекции

Лабораторные работы с использованием активных и интерактивных приемов обучения.

Самостоятельная работа


Зачёт


УРОВНИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6

Наименование компетенции



Индекс

ПК-6


Формулировка:

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

организационно-управленческая деятельность:

готовностью воспринимать и проводить анализ направлений развития компьютеров с традиционной (нетрадиционной) архитектурой, воспринимать тенденции развития функций и архитектур проблемно-ориентированных программных систем и комплексов (ПК-6);







Ступени уровней освоения компетенции

Отличительные признаки

Пороговый

(удовлетворительный)



Знает: основные методы сбора, хранения и обработки информации, принцины получения, передачи и использования информационных ресурсов, но допускает неточности; понятие деловой информации (деловая информация в управленческой деятельности, требования к деловой информации и ее источникам, обработка деловой информации); программные средства обработки деловой информации (приложения MS Office), допуская с неточности при описании основных функций перечисленных программных средств; сетевые технологии обработки данных, но не может пояснить принципы их работы; основы компьютерной коммуникации,; методы и средства защиты компьютерной информации; основные алгоритмические конструкции, но не всегда правильно применяет; основы программирования, но допускает ошибки при записи математических выражений;

Умеет:работать с информацией в сети Интернет; использовать базовые возможности корпоративных информационных систем с целью анализа деловой и статистической информации, но допускает существенные неточности; формировать отчетную документацию с целью анализа деятельности; использовать средства сетевых сервисов, но испытывает затруднения при использовании приложений MSOffice, но испытывает затруднения при работе в MS Excel и MS Access; использовать средства защиты компьютерной информации; использовать основные алгоритмические конструкции в задачах программирования на VBA), допуская ошибки;

Владеет: навыками работы с компьютером, как средством управления информацией; навыками поиска и анализа информации в сети Интернет, но не всегда правильно интерпретирует полученные результаты; навыками работы с сетевыми сервисами (электронная почта, облачные сервисы Google и т.д.), но испытывает затруднения в приложениях Microsoft Office.

Продвинутый

(хорошо)


Знает: методы сбора, хранения и обработки информации, законы получения, передачи и использования информационных ресурсов, допуская некоторые неточности; понятие деловой информации (деловая информация в управлении, требования к деловой информации и ее источникам, обработка деловой информации); программные средства обработки деловой информации (офисный пакет приложений MS Office:MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access); сетевые технологии обработки данных и активно использует; основы компьютерной коммуникации; методы и средства защиты компьютерной информации; основные алгоритмические конструкции, основы программирования.

Умеет: работать с информацией в сети Интернет; использовать базовые возможности корпоративных информационных систем с целью анализа статистической и деловой информации; грамотно формировать отчетную документацию с целью анализа профессиональной деятельности; использовать средства сетевых сервисов (электронная почта, облачные технологии Google и т.д.); работать в приложениях MSOffice; использовать основные алгоритмические конструкции в задачах программирования (программирование на VBA).

Владеет: навыками работы с компьютером, как средством управления информацией; навыками поиска и анализа информации в сети Интернет; навыками работы с сетевыми сервисами (электронная почта, облачные сервисы Google и т.д.), активно использует приложения Google и электронную почту; основными методами и средствами защиты компьютерной информации; навыками работы в приложениях MS Office: MS Word (обработка текстовой информации), MS Excel (расчеты в таблицах, построение графиков и диаграмм, анализ данных), MS PowerPoint (создание презентаций), MS Access (проектирования информационных систем сбора и баз данных).

Высокий

(отлично)



Знает: методы сбора, хранения и обработки информацию, законы получения, передачи и использования информационных ресурсов; понятие деловой информации (деловая информация в менеджменте, требования к деловой информации и ее источникам, обработка деловой информации), может обосновать свой ответ и привести примеры; программные средства обработки деловой информации (офисный пакет приложений MS Office:MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access), свободно ориентируется в перечисленных программных средствах (знает основные функции и назначение программных средств); принципы компьютерной коммуникации; методы и средства защиты компьютерной информации; алгоритмические конструкции, может продемонстрировать свои знания на конкретном примере (задаче); средства и системы программирования;

Умеет: работать с информацией в сети Интернет; использовать базовые возможности корпоративных информационных систем с целью анализа экономической информации; грамотно формировать отчетную документацию с целью анализа финансовой деятельности компании; активно использовать средства сетевых сервисов (электронная почта, облачные технологии Google и т.д.); работать в приложениях MS Office: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access; использовать средства защиты компьютерной информации; использовать основные алгоритмические конструкции в задачах программирования (программирование на VBA);использовать основные запоминающие устройства для хранения информации.

Владеет: профессиональными приёмами работы с компьютером, как средством управления информацией; методами поиска и анализа информации в сети Интернет; навыками работы с сетевыми сервисами (электронная почта, облачные сервисы Google и т.д.); основными методами и средствами защиты компьютерной информации; приёмами и методиками работы в приложениях MSOffice: MSWord (обработка текстовой информации), MS Excel (табличные вычисления, работа с Мастером Диаграмм, анализ статистических данных, гистограммирование), MS PowerPoint (создание презентаций), MS Access (проектирования информационных систем сбора, хранения и обработки информации); профессиональными приёмами использования технологий визуального программирования VBA for Application для создания оконных приложений управления информационными системами и базами данных.

Вопросы для зачета

1.  Выдающиеся достижения в истории вычислительной техники с программным управлением.

2.  Выдающиеся достижения в истории развития ЭВМ в России: создание отечественных машин и появление персональных компьютеров.

3.  Многоплановое использование машин: в научных работах, для управления технологическими процессами, обработка экспериментальных данных, электронные словари-переводчики, экономические задачи, учительские и ученические машины, бытовые компьютеры.

4.  Соединение электроники и логики: абстрактная "машина А. Тьюринга", машины Поста, Маркова.

5.  Соединение электроники и логики: двоичная система Лейбница, алгебра логики Дж. Буля.

6.  Динамическое программирование и принцип оптимальности Р. Беллмана. Принцип максимума Л. Понтрягина.

7.  Линейное программирование Л. В.Канторовича. Теория случайных процессов А. Н.Колмогорова и Н. Винера.

8.  Джон фон Нейман: теория автоматов, принципы архитектуры вычислительных машин, в том числе принцип хранения программы в оперативной памяти машины.

9.  Д. Кнут и его "Искусство программирования".

10.  Структурное и объектно-ориентированное программирование. языки программирования Алгол(1958), Паскаль(1970), Си(1972), Object Pascal, C++, Java и др

11.  Супперкомпьютеры, параллелизация вычислений. Сети и распределённая обработка информации.

12.  Криптография. Дальние линии электропередач.

13.  Надежность программного обеспечения: переносимость программ, технология программирования, принципы создания пакетов стандартных программ, принципы обеспечения дружественного интерфейса прикладных программ.

14.  Понятие об архитектуре ЭВМ: процессор и система его команд, структура памяти ЭВМ и способы адресации, выполнение команды в процессоре, взаимодействие процессора, памяти и периферийных устройств.

15.  Локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.

16.  Проект Мочли-Эккерта. Компьютер - объект, представляющий научный интерес. Основные положения, опубликованные Фон Нейманом.

17.  Интранет сети и работа в них.

18.  Проблематика научных исследований в области суперкомпьютерных технологий. Разработка параллельных алгоритмов.

19.  Проблематика научных исследований в области суперкомпьютерных технологий. Оценка производительности алгоритмов.

20.  Классификация суперкомпьютеров. Отечественные суперкомпьютеры. Специализированные вычислительные системы.

21.  «Доисторические» языки программирования. Языки программирования низкого уровня. Языки программирования высокого уровня. Универсальные языки программирования.

22.  Эволюция проблем человеко-машинного взаимодействия и методов их решения; системы искусственного интеллекта.

23.  Понятие «Эзотерические» языки программирования. Виды «эзотерических» языков программирования.

10.  Образовательные технологии.

Для реализации компетентностного подхода используются как традиционные формы и методы обучения, так и интерактивные формы (взаимооценка, представление и обсуждение докладов), направленные на формирование у магистрантов навыков презентации докладов по теме курса, коллективной работы, умения анализировать, синтезировать, готовности вести диалог и отстаивать свою точку зрения.



Тестовые задания по дисциплине

Оценочное средство контроля успеваемости представляет собой тест, сформированный на основе дидактического минимума содержания учебно-образовательного модуля, представленного в рабочей учебной программе. Оценка ответов на тест осуществляется по следующей схеме: правильные ответы менее чем на 40% вопросов теста приводят к оценке «неудовлетворительно» - дисциплина считается не освоенной, правильные ответы более чем на 40%, но менее чем на 60% вопросов теста – к оценке «удовлетворительно», от 60% до 80% - к оценке «хорошо», более чем на 80 % - к оценке «отлично».

Примерные задания для проверки знаний магистрантов

Входной контроль целесообразно организовать в форме анкеты по основным разделам. Магистрантам предлагается отметить каждый вопрос буквой в соответствии с уровнем знаний

A – знаю и умею объяснить

B – представляю в общих чертах

C – ничего не могу сказать
Раздел. История компьютерных наук

1. Что такое информатика?

2. Понятие информации;

3. Основные этапы развития информатики;

4. Устройства компьютера;

5. Языки программирования;

6. Операционная система;

7. Искусственный интеллект;

8. Понятие алгоритма.
Раздел. Методология компьютерных наук

1. Что такое методология?

2. Понятие метода;

3. Уровни познания;

4. Модели развития науки;

5. Принципы научного познания;

6. Особенности методологии математики;

7. Особенности методологии технических наук;

8. Кибернетика, информатика и синергетика.
Примерные задания для подготовки к межсессионной аттестации:
Задание №1. Применение двоичной системы счисления в вычислительной

технике обусловлено:

Варианты ответов:

A) размерами компьютера;

B) особенностями программного обеспечения;

C) спецификой изготовления и работы электронных схем;

D) особенностями устройства процессора.

Задание №2. Предмет информатики – это:

Варианты ответов:

A) язык программирования;

B) устройство робота;

C) способы накопления, хранения, обработки, передачи информации;

D) информированность общества.

Задание №3. В каком веке произошел коренной перелом в развитии вы-

числительной техники?

Варианты ответов:

A) В XIX в.;

B) в XX в.;

C) в XVIII в.;

D) в XVII в.

Задание №4. Средством связи пользователя с ЭВМ второго поколения являлись:

Варианты ответов:

A) перфокарты;

B) магнитные жетоны;

C) терминал;

D) монитор.

Задание №5. В каком поколении машин был реализован режим

мультипрограммирования?

Варианты ответов:

А) в 1-м;

В) во 2-м;

С) в 3-м;

D) в 4-м.

31

Задание №6. Электронная вычислительная машина — это:



Варианты ответов:

A) комплекс аппаратных и программных средств;

B) комплекс технических средств для обработки информации;

C) модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия

входящих в нее компонентов;

D) обычное механическое устройство.

Задание №7. Архитектура компьютера — это:

Варианты ответов:

A) техническое описание деталей устройств компьютера;

B) описание устройств для ввода-вывода информации;

C) описание программного обеспечения для работы компьютера;

D) описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для понимания пользователя.

Задание №8. Компьютер — это:

Варианты ответов:

A) универсальное устройство для записи и чтения информации;

B) универсальное, электронное устройство для хранения, обработки и передачи информации;

C) электронное устройство для обработки информации;

D) универсальное устройство для передачи и приема информации.

Задание №9. Что такое микропроцессор?

Варианты ответов:

A) Интегральная микросхема, которая выполняет поступающие на ее вход команды (например, вычисление) и управляет работой машины;

B) устройство для хранения той информации, которая часто используется в работе;

C) устройство для вывода текстовой или графической информации;

D) устройство для ввода алфавитно-цифровых данных.

Задание №10. Что такое адресное пространство?

Варианты ответов:

A) Максимальное количество разрядов двоичного кода для символа;

B) периодичность импульсов, синхронизирующих работу устройств

компьютера;__

компьютера;

C) множество адресов ячеек памяти, к которым обращается процессор;

D) сигнал, определяющий характер обмена информацией.

Задание №11. Алгоритм — это:

Варианты ответов:

A) некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели;

B) отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов, предназначенное для конкретного исполнителя;

C) понятное и точное предписание исполнителю coвершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи или цели;

D) инструкция по технике безопасности.

Задание №12. Назовите основное свойство алгоритма, характерное только

для решения задач на ЭВМ:

Варианты ответов:

А) дискретность;

В) массовость;

С) понятность;

D) точность.

Задание №13. Без командного процессора операционная система не может:

Варианты ответов:

A) управлять работой основных устройств;

B) выполнять команды пользователя;

C) выводить информацию на печать;

D) выводить информацию на монитор.

Задание №14. Необходимым компонентом операционной системы является:

Варианты ответов:

A) оперативная память;

B) командный процессор;

C) центральный процессор;

D) файл конфигурации системы.

Задание №15. Что из перечисленного не относится к программным сред-

ствам?

Варианты ответов:



A) системное программирование;

B) драйвер;

33

C) процессор;



D) текстовые и графические редакторы.

Задание №16. Связь между внешним устройством и общей шиной компьютера осуществляется с помощью:

Варианты ответов:

A) винчестера;

B) контроллера;

C) магистрали;

D) ПЗУ.

Задание №17. Разрешающая способность видеоадаптера – это:



Варианты ответов:

A) количество точек, выводимых по горизонтали и вертикали;

B) размер экрана по диагонали;

C) размер зерна люминофора;

D) пропорциональное сжатие/растяжка изображения на экране.

Задание №18. Шина управления предназначена:

Варианты ответов:

A) для передачи обрабатываемой информации;

B) для передачи адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор;

C) для передачи управляющих сигналов;

D) для преобразования информации, поступающей от процессора, в соответствующие сигналы, управляющие работой устройств.

Задание № 19. Укажите правильную историческую последовательность появления компьютерных систем передачи данных.

Варианты ответов:

А) Многотерминальные системы, глобальные сети, локальные сети;

B) Глобальные сети, локальные сети, многотерминальные системы;

C) Локальные сети, глобальные сети, многотерминальные системы;

D) Многотерминальные системы, локальные сети, глобальные сети.

Задание № 20. Методология – это…

Варианты ответов:

A) совокупность приемов творческой работы;

B) учение об организации деятельности;

C) совокупность методов исследования.


14. Образовательные технологии

В рамках учебного курса предусмотрено чтение лекций с применением мультимедийных технологий по всем модулям дисциплины, проведение практических занятий с разбором конкретных ситуаций, проектная деятельность и представление результатов своей работы на студенческой конференции.



15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине
Основная:

1. Губарев, В. В. Информатика: прошлое, настоящее, будущее/В.В. Губарев. М.: РИЦ "Техносфера", 2011. - 432 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/135404/. Проверено 15.09.2015 г.

2.Кудинов, Ю. И. Основы современной информатики. Электронный ресурс: учеб. пособие / Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2011.- 256 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2024

3. Основы информационных технологий. Электронный ресурс: учеб. пособие/Г.И. Киреева и др. - М.: ДМК Пресс, 2010.-272 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1148


Дополнительная:

4. Елович И.В., Кулибаба И. В. Информатика. М.: Академия, 2011. – 400 с.

5. История информатики и философия информационной реальности / Под редакцией Р. М. Юсупова, В. П. Котенко. – М.: Академический Проект. –2007. – 432 с.

6. Караваев Н.Л. Информация и знание в познавательном процессе. Киров, 2011. – 123 с.

7. Колин К.К. Философские проблемы информатики. М. Бином, 2010. – 264 с.

8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

9. Олифер В. Н., Олифер Н. А. Основы компьютерных сетей. – СПб.: Питер, 2009. 350 с.

10. Очерки истории информатики в России. – М.: НИЦ ОИГГМ СО РАН, 2010.– 664 с.

11. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика. Вычислительная техника. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 442 с.

12. Современные философские проблемы естественных, технических и социальногуманитарных наук / Под ред. В. В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

13. Таненбаум Э. Архитектура компьютера. СПБ: Питер, 2011. – 848 с.

14. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. М.: Кнорус, 2011. – 584 с.

15. Юлов В.Ф. История и философия науки: учебное пособие. – Киров, 2007. –579 с.

16. Гладких Б.А. Информатика от абака до интернета. Введение в специальность: Учебн. пособие. – Томск: Изд – во НТЛ, 2005. – 484 с.

17. Иртегов Д. В. Введение в сетевые технологии. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

18. Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: Элайда, 2001. – 104 с.

19. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. – Киев, 1995.

20. Романенко В. Н., Никитина Г. В. Сетевой информационный поиск. М.: Профессия, 2005. – 288 с.

21. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. –384 с.

22. Штанько В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. – Харьков: ХНУРЭ, 2002. – 292 с.


Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
23. MSDN Academic Alliance. Библиотека учебных курсов [электр. ресурс]. – Режим доступа http://www.microsoft.com/Rus/msdnaa/curricula/default.mspx свободный. - Загл. с экрана.

24.Интернет-университет информационных технологий. Суперкомпьютерные технологии. Кластерные вычисления [электр. ресурс]. – Режим доступа http://www.intuit.ru/catalog/hpct/cluster/ свободный. - Загл. с экрана.

25. Музей компьютерной техники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum/iu4/bmstu/ru/ - Загл. с экрана.

26. Фундаментальные и прикладные исследования в области параллельных вычислений [электр. ресурс]. – Режим доступа http://parallel.ru/research свободный. - Загл. с экрана.


16. Материально-техническое обеспечение

Лабораторные работы предусмотрены в дисплейном классе ауд. 334, 335, 336. (Нормативы площадей: общая площадь не менее 10 кв.м. на одного обучающегося очной формы)

При использовании электронных вариантов руководств по лабораторным работам - рекомендуется использовать программы: Internet Explorer, Google Chrome, Microsoft Word, Acrobat Reader и др.

Согласно требованиям к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры на основе ФГОС ВО в учебном процессе используются следующие виды активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

– групповое обсуждение;

– работа в малых группах;

– совместное решение задач.

Рабочая программа по дисциплине М.1.1.1 «История и методология компьютерных наук», форма обучения очная, составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВО с учетом рекомендаций ПрОП ВО по направлению подготовки 02.04.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (магистерская программа: информационные системы и базы данных).


Рабочую программу составили:

доктор физико-математических наук, профессор _________________Ю.В. Клинаев




13. Дополнения и изменения в рабочей программе

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры ТФИ


«____»_________ 201__ года, протокол № ____

Зав. кафедрой _______________/Д.В. Терин/

Внесенные изменения утверждены на заседании

УМКН 02.04.03 «Математическое обеспечение и

администрирование информационных систем»

«_____»_________ 201 __ года, протокол № ____



Председатель УМКН ________/Д.В. Терин/


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница