Программа элективного курса «Географическая карта особый источник информации»



Скачать 42.56 Kb.
Pdf просмотр
Дата27.11.2017
Размер42.56 Kb.
ТипПрограмма


МБОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено Принято
Приказом №142-О от 6.09. 2013г. Методическим советом
Директор школы______(Зуева Т.А.) Протокол № _59_от_29.08.2013
«Географическая карта – особый источник информации»
Программа элективного курса для учащихся 9 класса.
Автор программы
Учитель географии Евтушенко Т.В.
Кривошеино – 2013г.


Программа элективного курса «Географическая карта – особый
источник информации »
Пояснительная записка
Программа «Географическая карта – особый источник информации » рассчитана на 8 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической, контурными картами, глобусом), диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.
В программе курса сделан упор на разделы географии, которые вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру. Так значительное место отведено изучению свойств карт, их языковых особенностей, выработке навыков анализа картографического языка, использованию этих знаний при оформлении домашних и классных заданий на контурных картах.
Цель программы:
Расширить географический кругозор и знания, помогающие при работе с географическими картами.
Задачи программы:
- познакомиться с историей создания карт, их разнообразием и значением;
- расширить знания о масштабах и проекциях карт;
- научить находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, диаграмм, схем.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, чтения карт различного содержания;
Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения данного элективного курса.
Учащиеся должны знать:
- многообразие географических карт и сферы их применения;
- различие географических карт по содержанию, масштабу;
- способы картографического изображения;
Должны уметь:


-находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана местности, статистических материалов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, чтения карт различного содержания;
-работать в группе;
-писать сообщения и рефераты, придерживаясь определённой структуры;
Содержание программы.
Тема 1. Что изучает картография. Первые карты. 1 час.
Картография как наука, её формы. История картографии. Связь картографии с другими науками. Значение и применение различных видов карт в деятельности человека. Картография новейшего времени.
Открытия, совершенные по картам.
Тема 2. Топографическая карта. 1 час.
Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Измерение расстояний по карте. Оформление топографических карт. Измерение расстояний по карте. Определение координат по топографической карте.
Тема 3. Азимут. Построение профиля местности. 1 час.
Определение азимута по топографической карте. Нанесение пунктов по известному азимуту и географическим координатам. Построение профиля местности.
Тема 4. Свойства карты. 1 час.
Математические свойства карты. Масштаб карты. Виды масштабов.
Общие представления о картографических проекциях.
П.Р. «Определение по численному масштабу именованного, построение линейного масштаба по численному»
Тема 5. Язык карты. 1 час.
Условные обозначения. Внемасштабные, площадные и линейные условные знаки. Способы картографирования. Способ значков.
Способы линейных знаков, изолиний, локализованных диаграмм, знаков движения.
Правила использования различных способов картографирования.
П.Р. «Характеристика отдельных районов по тематическим картам»
Тема 6. Географическая карта как источник знаний. 1 час.
П. р. «Характеристика отдельных районов по тематическим картам»
Тема 7. Климатические карты. 1 час.
Чтение карт. Работа с климатодиаграммами. Определение типа климата по климатодиаграммам.
Тема 9. Обобщение курса. Игра «Виртуальное путешествие по географической карте» 1 час


Тематическое планирование.
Название темы
Колич. часов
Вид занятий
Система контроля
1. Что изучает картография. Первые карты.

1час
Беседа.
Практическая работа
Приготовить дома сообщения по теме:
«Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека»
2. Топографическая карта.
Основные свойства топографической карты.
Условные знаки.
1 час
Беседа.
П.Р. «Чтение рельефа.
Определение координат»
Подготовить два задания с использованием карты
3. Азимут. Построение профиля местности по топографической карте
1 час
Беседа.
П.Р. «Движение по азимуту»
П. Р. «Построение профиля местности»
Решение задач на определение азимута с использованием карт атласа
4.Свойства карты.
Масштаб, виды масштабов.
Представление о картографических проекциях
1 час
Беседа.
П.Р. «Определение численного масштаба по именованному, построение графического масштаба. Решение задач»
Сравнение карт разной тематики по масштабу
5.Язык карты. Условные обозначения. Способы картографирования.
1 час
Беседа.
Творческое задание с использованием топографических знаков
6.Географическая карта как источник знаний
1 час
Беседа. П.Р.
«Характеристика отдельных районов по тематическим картам»
Сообщения
7. Климатические карты
1 час
Беседа.
П.Р. «Работа с климатодиаграммами»
Составление климатодиаграмм климатических поясов
8. Итоговое занятие.
Обобщение знаний и умений при работе с картой
1час
Игра « Виртуальное путешествие по карте»


Литература для учащихся:
1. Андреев Н.А. Основы топографии: пособие для учащихся по факультативному курсу, - Москва, Просвещение, 1972.
2. Куприн А.М. Занимательная топография. Москва, Просвещение, 1977.
3. Куприн А.М. Слово о карте. Москва, Просвещение, 1987.
Литература для учителя:
1. Грюнберг Г.Ю. Картография с основами топографии. Москва. 1991.
2. Справочник военной топографии. Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1980 3. Берлянт А.М.: Справочные материалы, Просвещение, 1994


Рецензия

Элективный курс «Географическая карта – особый источник информации » для учащихся 9 класса. В ходе его изучения обучающиеся получают большое количество информации об истории возникновения карт, их значении в прошлом и в современное время. В ходе практикума они приобретают умения и навыки работы с разными тематическими картами.
Приобретённые знания и умения учащиеся могут использовать в дальнейшем обучении, повседневной жизни, во время путешествий, походов по родному краю, поездках в незнакомую местность.
Руководитель ШМО Нестерова Л.Н.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница