Концепция функциональности Ситуационного центра Федерального агентства связи по мониторингу и управлению телекоммуникационной инфраструктурой ксэон



Скачать 279.73 Kb.
Дата01.12.2017
Размер279.73 Kb.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

КОНЦЕПЦИЯ

создания Ситуационного центра Россвязи по централизованному мониторингу состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН

Москва, 2014


Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

1.Общие положения 5

1.1.Цели Концепции 5

1.2.Основные понятия, используемые в Концепции 5

1.3.Статус Концепции 7

2.Предпосылки создания Ситуационного центра 8

3.Назначение и функции Ситуационного центра 9

3.1.Назначение Ситуационного центра 9

3.2.Функции Ситуационного центра 9

3.3. Взаимодействие Ситуационного центра 10

4.Функциональные подсистемы и техническая основа Ситуационного центра 13

4.1.Основные функциональные подсистемы Ситуационного центра 13

4.2.Техническая основа Ситуационного центра 15

4.3.Обеспечение безопасности информации в Ситуационном центре 16

5.Регулирование отношений Ситуационного центра с операторами связи 18

6.Эксплуатация Ситуационного центра 20

7.Этапность создания Ситуационного центра 21

8.Организация и финансирование работ 25

Приложение 1 26




Введение


Концепция создания Ситуационного центра Россвязи (далее – Концепция) разработана в соответствии с решением Межведомственной рабочей группы по координации работ при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012г. № 1522 (Протокол № 8 от 10.02.2014г.).

Концепция определяет основные положения по обеспечению Федеральным агентством связи (далее – Россвязь) оперативного мониторинга и контроля состояния телекоммуникационной инфраструктуры комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) и координации на федеральном уровне работ операторов связи по ее своевременному восстановлению.

Настоящая Концепция относится к вновь разработанным нормативно-техническим документам Российской Федерации, направленным на реализацию Указа Президента Российской Федерации "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" от 13.11.2012г. №1522.

Положения Концепции базируются на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных законов "О связи"1, "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"2, "О гражданской обороне"3, других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения связи для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.

При разработке положений Концепции за основу были приняты "Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций" (принята Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013г. № 4), "Положение о Федеральном агентстве связи" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 320), "Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. № 895), "Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации" (одобрены Советом Безопасности Российской Федерации 18.07.2012г.).

Основные положения Концепции будут уточнены по результатам ее рассмотрения и обсуждения на заседаниях Межведомственной рабочей группы по координации работ при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012г. № 1522.


  1. Общие положения

    1. Цели Концепции


Целями настоящей Концепции является определение:

  • назначения, функций, принципов, этапов создания, режимов функционирования Ситуационного центра Федерального агентства связи;

  • регламентации отношений Ситуационного центра с операторами связи в части контроля состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН и координации работ по ее оперативному восстановлению;

  • перечня нормативно-технических документов, регламентирующих создание, эксплуатацию, развитие и всестороннее обеспечение функционирования Ситуационного центра, а также нормативной правовой базы его деятельности в интересах комплексной системы экстренного оповещения населения.
    1. Основные понятия, используемые в Концепции


Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите4;

комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах5;

специальные устройства оповещения – оконечные технические устройства оповещения, находящиеся под управлением и постоянным контролем органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РС ЧС). К специальным устройствам оповещения относятся уличные громкоговорители, сирены, этажные динамики оповещения;

телекоммуникационная инфраструктура КСЭОН – совокупность ресурсов сетей операторов связи и организаций, задействованных в подключении специальных устройств оповещения к программно-аппаратным комплексам региональных КСЭОН;

централизованный мониторинг телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН - получение информации и ее анализ в Россвязи о состоянии компонентов телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН с помощью специальных средств контроля в реальном масштабе времени;

централизованная координация работ по восстановлению телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН – комплекс организационных и технических мер и мероприятий, проводимых Россвязью, по координации работ по оперативному восстановлению телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН, проводимых операторами связи единой сети электросвязи России, а также центрами управления федеральных органов исполнительной власти, их подведомственными предприятиями (организациями), региональными и территориальными органами исполнительной власти, органов местного самоуправления, организациями всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты;

должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения - комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению6.
    1. Статус Концепции


Настоящая Концепция является нормативно-техническим документом Российской Федерации в области связи, регламентирующим назначение, функции, структуру, этапы создания и режимы функционирования Ситуационного центра Россвязи, его отношения с операторами связи в части контроля состояния и координации работ по оперативному восстановлению телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН.

Положения Концепции могут уточняться и дополняться другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи с внесением соответствующих изменений в действующую редакцию Концепции.

Концепция предназначена для применения федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, операторами связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации и организациями связи Российской Федерации, задействованными в решении задач экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

  1. Предпосылки создания Ситуационного центра


Функциональность Ситуационного центра Россвязи, представленная в настоящей Концепции, является частью функциональности более масштабного Ситуационного центра Россвязи, который создаётся в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 10.10.2013 г. № 905 «О возложении на Федеральное агентство связи полномочий по созданию, управлению и эксплуатации интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 320 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве связи» Россвязь организует выполнение мероприятий по управлению и восстановлению сетей связи при возникновении ЧС.

Телекоммуникационная инфраструктура КСЭОН – это технологическая основа, обеспечивающая функционирование системы. При этом КСЭОН относится к системам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, которые должны находиться в состоянии постоянной готовности и могут применяться, как при возникновении ЧС, так и при угрозе возникновения ЧС.

Таким образом, необходимо обеспечить своевременное реагирование на аварии и внештатные ситуации на телекоммуникационной инфраструктуре КСЭОН, которые будут снижать степень готовности КСЭОН, в целом. Это достигается путём организации постоянного централизованного мониторинга состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН.

Ситуационный центр Россвязи обеспечит эффективную координацию мероприятий, проводимых операторами связи и организациями по восстановлению работоспособности их сетевых ресурсов, задействованных в телекоммуникационной инфраструктуре КСЭОН, а также обеспечит на федеральном уровне чёткое отображение статуса состояния готовности телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН в масштабах страны.

  1. Назначение и функции Ситуационного центра

    1. Назначение Ситуационного центра


Ситуационный центр Россвязи является элементом федеральной системы контроля состояния и оперативного восстановления телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН.

Ситуационный центр Россвязи предназначен для мониторинга, анализа и контроля состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН, взаимодействия с операторами связи в целях координации на федеральном уровне их работ по ее восстановлению.

Ситуационный центр Россвязи выполняет также задачи целевого назначения Россвязи как федерального органа исполнительной власти в системе ситуационных центров органов государственного и военного управления Российской Федерации7.

    1. Функции Ситуационного центра


Основными функциями Ситуационного центра Россвязи должны быть:

  • мониторинг состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • разработка единых требований к подключению программно-аппаратных комплексов (далее – ПАК) региональных КСЭОН к центральной компоненте (интеграционной платформе) Ситуационного центра, выполнение которых обеспечит мониторинг и контроль состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • координация на федеральном уровне работ операторов связи по восстановлению телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • информационно-аналитическая поддержка работы должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти по вопросам создания, контроля функционирования, восстановления и развития телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • анализ информации, полученной с помощью специальных средств контроля, о текущем техническом состоянии и фактах использования телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН в реальном масштабе времени;

  • организация взаимодействия с заинтересованными органами (организациями) в целях координации на федеральном уровне работ по обеспечению готовности и восстановления телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • подготовка докладов заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти о состоянии ресурсов телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • учет и координация выполнения регламентных и ремонтных мероприятий на элементах телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН;

  • организация санкционированного доступа к информационным ресурсам Ситуационного центра, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности его функционирования.
    1.  Взаимодействие Ситуационного центра


В ходе решения оперативных задач Ситуационный центр Россвязи организует взаимодействие с органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий8, сетей связи различного назначения единой сети электросвязи России, государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации9, в частности:

а) на федеральном уровне с:






  • Национальным центром управления обороной страны;

  • центрами управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисными центрами), информационными центрами, дежурно-диспетчерскими службами федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы оповещения;

  • центрами управлениями операторов связи сети связи общего пользования;

  • центрами управления сетей связи специального назначения;

  • центрами управления технологических сетей связи, имеющих присоединение к сети связи общего пользования;

б) на межрегиональном уровне (согласно утвержденному Регламенту взаимодействия) с:

  • центрами управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;

  • операторами связи единой сети электросвязи России;

в) на региональном уровне (согласно утвержденному Регламенту взаимодействия) с:

  • центрами управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации;

  • информационными центрами, дежурно-диспетчерскими службами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

  • операторами связи единой сети электросвязи России;

г) на муниципальном уровне (в соответствии с ситуацией) – с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований;

д) на объектовом уровне (в соответствии с ситуацией) – с дежурно-диспетчерскими службами организаций (объектов).

Для регулирования отношений органов и организаций, задействованных в создании и обеспечении функционировании Ситуационного центра Федерального агентства связи, должны быть разработаны следующие нормативные документы:


  • "Правила построения и эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН";

  • "Руководство по организации эксплуатации Ситуационного центра Россвязи";

  • "Руководство по оперативно-технической службе Ситуационного центра Россвязи и на элементах телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН";

  • "Табель срочных донесений по состоянию телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН";

  • "Инструкция по распределению (назначению) имен и адресов для Ситуационного центра Россвязи и элементов телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН".



  1. Функциональные подсистемы и техническая основа Ситуационного центра

    1. Основные функциональные подсистемы Ситуационного центра


Основными функциональными подсистемами технической основы Ситуационного центра должны быть:

  • учетная подсистема;

  • подсистема импорта данных состояния;

  • аналитическая подсистема;

  • геоинформационная подсистема;

  • подсистема доступа пользователей к функциональным подсистемам и информационным ресурсам;

  • подсистема автоматического экспорта данных.

  • подсистемы сбора и передачи данных.

Учетная подсистема должна обеспечивать ручной, автоматизированный и автоматический ввод данных, характеризующих состав объектов мониторинга и структуру построения системы КСЭОН с позиций Ситуационного центра (в том числе, данных о составе и состоянии объектов мониторинга, выполнении регламентных и восстановительных работ и т.д.).

Подсистема импорта данных состояния должна представлять собой распределенную систему, образованную центральным компонентом (интеграционной платформой) и удаленными компонентами, объединенными транспортной средой.

Совокупность указанных компонентов и их транспортной среды образует подсистему сбора и передачи данных мониторинга Ситуационного центра.

Удаленные компоненты должны представлять собой коллекторы данных, обеспечивающие своевременное получение данных о наличии и состоянии объектов мониторинга от взаимодействующих систем – в автоматическом, а при необходимости (на первых этапах внедрения Ситуационного центра) – и в ручном режимах.

Поставщиками данных будут являться ПАК региональных КСЭОН, которые должны обеспечивать контроль компонентов телекоммуникационной структуры региональных КСЭОН, используя средства контроля оконечных устройств оповещения. Таким образом, ПАК региональных КСЭОН в обязательном порядке должны обеспечивать возможность сбора, хранения и передачи данных о состоянии телекоммуникационной инфраструктуры региональных КСЭОН.

Данные о состоянии телекоммуникационных инфраструктур региональных КСЭОН поступают в интеграционную платформу Ситуационного центра из баз данных ПАК региональных КСЭОН:


  • В автоматическом режиме с определённой периодичностью.

  • В автоматизированном режиме на основании отдельных запросов авторизованных пользователей.

Интеграционная платформа должна обеспечивать сбор данных из ПАК региональных КСЭОН и их помещение в информационную базу учетной подсистемы с возможными преобразованиями собираемых данных и вычислением интегральных оценок состояния компонентов телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН, формированием сообщений о событиях, зафиксированных в ходе сбора данных мониторинга (ведением журнала событий и оповещением о зафиксированных событиях с учетом их категорий важности).

В подсистеме импорта данных состояния должно контролироваться также функционирование ПАК региональных КСЭОН и доступность поставщиков первичных данных как составляющих комплексного показателя наблюдаемости телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН с позиций решения задачи ее автоматического ее мониторинга.



Аналитическая подсистема должна позволять периодически и по запросам пользователей решать расчетные задачи оценки, анализа и оптимизации на основе ретроспективных данных мониторинга, создавать и корректировать планы (сценарии) оперативного восстановления компонентов телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН, формировать отчетно-аналитические справки.

Геоинформационная подсистема должна позволять отображать точечные объекты и зоны (районы) на цифровых картах местности с учетом их характеристик (включая результаты контроля состояния).

Подсистема доступа пользователей к функциональным подсистемам и информационным ресурсам должна обеспечивать унифицированный доступ локальных и удаленных пользователей с учетом их прав и полномочий с использованием транспортной среды на основе Интернет и/или выделенных трактов передачи.

Подсистема автоматического экспорта данных должна обеспечивать периодический и/или событийный (автоматически или по явным запросам) экспорт определенных (заданных) учетных данных, отчетно-аналитических документов (справок, отчетов) взаимодействующим автоматизированным системам Россвязи и иным органам в соответствии с утвержденным Регламентом.

Техническая основа Ситуационного центра должна обеспечивать образование и функционирование следующих профилей:



  • администрирования, оперативного контроля и управления;

  • информационного обмена;

  • информационной безопасности.
    1. Техническая основа Ситуационного центра


Техническую основу Ситуационного центра должны составлять технические и программные средства, необходимые и достаточные для выполнения всех функций Ситуационного центра и объединенные в локальную вычислительную сеть (далее - ЛВС), а также программные или программно-аппаратные коллекторы данных подсистемы сбора и передачи данных.

В состав ЛВС Ситуационного центра должны входить:



  • серверное оборудование;

  • автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) должностных лиц Ситуационного центра;

  • устройства отображения коллективного пользования;

  • Структурированная кабельная система (далее – СКС) и телекоммуникационное оборудование (маршрутизаторы - межсетевые экраны), дополнительное и вспомогательное оборудование, образующие распределенную вычислительную среду;

  • общее и специальное программное обеспечение, информационно-лингвистическое обеспечение для построения подсистем Ситуационного центра.
    1. Обеспечение безопасности информации в Ситуационном центре


В целях обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в Ситуационном центре, должна быть разработана модель угроз и нарушителей безопасности информации, передаваемой и обрабатываемой в Ситуационном центре.

Профиль информационной безопасности должен быть сформирован как совокупность взаимоувязанных по целям и задачам средств защиты информации на различных уровнях технической архитектуры Ситуационного центра.

Решения по обеспечению безопасности информации в Ситуационном центре должны удовлетворять "Требованиям по защите конфиденциальной информации от несанкционированного доступа в автоматизированных информационных системах, расположенных на территории Российской Федерации".

Защита от несанкционированного доступа к информации, обрабатываемой АРМ, должна обеспечиваться путем использования средств защиты информации, имеющих сертификаты соответствия, с учетом модели угроз.

Конфиденциальность и целостность передаваемой информации мониторинга и управления должна обеспечиваться путем использования средств криптографической защиты информации, имеющих сертификат соответствия.

Антивирусная защита в Ситуационном центре должна строиться на использовании сертифицированных антивирусных средств с периодическим обновлением антивирусных баз.

В Ситуационном центре должна обеспечиваться защита от компьютерных атак с использованием соответствующих сертифицированных средств защиты типа "системы обнаружения компьютерных атак".

Сопряжение Ситуационного центра с сетью обмена данными должно осуществляться с использованием межсетевого экрана.



  1. Регулирование отношений Ситуационного центра с операторами связи


Должностные лица Ситуационного центра Россвязи, непосредственно осуществляющие повседневное решение задач мониторинга телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН, анализа её состояния и координацию мероприятий по ее своевременному восстановлению, должны осуществлять взаимодействие как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режимах с должностными лицами:

  • подразделений Россвязи и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющими взаимодействия с операторами сетей связи общего пользования ЕСЭ России, сетями радио- и телевещания, сетями оповещения;

  • подразделений эксплуатации и управления сетями операторов связи ЕСЭ России, предоставляющими телекоммуникационный ресурс для КСЭОН;

Взаимодействие должностных лиц Ситуационного центра с органами управления автоматизированных систем управления связью спецпотребителей, при их оснащении аналогичными аппаратно-программными средствами (встречно работающими) должно осуществляться с использованием системы документального обмена, реализованной в программно-аппаратных средствах Ситуационного центра Россвязи.

Взаимодействие должностных лиц Ситуационного центра с органами управления автоматизированных систем управления связью спецпотребителей и операторов связи единой сети электросвязи России при отсутствии в их составе аналогичных аппаратно-программных средств должно осуществляться в неавтоматизированном режиме с применением средств сетей связи общего пользования.

Сбор данных мониторинга доступности основных устройств оповещения (сирен, громкоговорителей, этажных динамиков оповещения), которые обеспечивают гарантированность доведения сигналов оповещения до населения, должен осуществляться в рамках региона. Обобщенные данные результатов мониторинга доступности оконечных устройств представляются в ситуационный центр Россвязи. В ситуационном центре Россвязи предоставляется возможность получения по запросу данных мониторинга доступности до датчика любого основного устройства оповещения.

В ситуационном центре Россвязи осуществляется интегральная оценка состояния технологической основы КСЭОН.



  1. Эксплуатация Ситуационного центра


Всестороннее обеспечение Ситуационного центра Россвязи включает в себя вопросы организации эксплуатации и обеспечения постоянной готовности к применению по назначению технических средств.

Для обеспечения эксплуатации аппаратно-программных средств Ситуационного центра Россвязи должно быть создано отдельное подразделение, назначены и закреплены соответствующие должностные лица Федерального агентства связи.

Организация эксплуатации Ситуационного центра Россвязи должна регламентироваться утвержденным "Руководством по организации эксплуатации Ситуационного центра Федерального агентства связи".

Организация эксплуатационно-технической службы должна регламентироваться утвержденным "Руководством по оперативно-технической службе Ситуационного центра Федерального агентства связи".


  1. Этапность создания Ситуационного центра


Создание Ситуационного центра Россвязи должно осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2014г.) необходимо осуществить:

а) разработку, согласование и утверждение Концепции создания Ситуационного центра;

б) подготовку плана мероприятий по обеспечению и созданию компонентов Ситуационного центра на первом этапе. Включение в документы территориального планирования вопросов, связанных с определением точек сопряжения Ситуационного центра с элементами КСЭОН;

в) нормативно-правовое определение и разграничение полномочий и ответственности Ситуационного центра и иных органов управления и организаций, задействованных в телекоммуникационной инфраструктуре КСЭОН;

г) определение необходимых объемов и источников финансовых ресурсов (федерального, региональных и местных бюджетов) на реализацию мероприятий по созданию Ситуационного центра на первом этапе и обеспечению его технического и информационного сопряжения с территориальными компонентами КСЭОН;

д) развертывание работ по разработке и адаптации (модернизации) средств построения функциональных подсистем Ситуационного центра, формирование его технической основы и его сопряжения с региональными компонентами КСЭОН.

е) разработку схемы организации связи Ситуационного центра и подготовку проектных документов по созданию пускового района;

ж) определение порядка использования сил и средств обнаружения и предупреждения компьютерных атак на телекоммуникационную инфраструктуру КСЭОН и Ситуационный центр Федерального агентства связи;

ж) разработку предложений по использованию сил и средств ликвидации последствий компьютерных инцидентов в телекоммуникационной инфраструктуре КСЭОН, Ситуационном центре и его подсистеме сбора и передачи данных;

к) разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей создание и функционирование Ситуационного центра, в том числе:

требований к средствам телекоммуникации, мониторинга и информационных взаимодействий, планируемых к применению в Ситуационном центре;

требований по сертификации и информационной безопасности к средствам, планируемым к применению в Ситуационном центре и средствам его сопряжения с территориальными компонентами КСЭОН;

положений о планировании и организации телекоммуникационной инфраструктуры Ситуационного центра;

положений, регламентирующих порядок развертывания, сопряжения (присоединения) и функционирования средств и компонентов Ситуационного центра Федерального агентства связи;

положений (руководств) по технической эксплуатации Ситуационного центра Федерального агентства связи;

требований и программ профессиональной подготовки и повышения квалификации для подразделений эксплуатации Ситуационного центра Федерального агентства связи.

На втором этапе (2015г.) необходимо осуществить:

а) разработку плана мероприятий по обеспечению и созданию элементов Ситуационного центра на втором этапе;

б) создание сил и средств ликвидации последствий компьютерных инцидентов в Ситуационном центре и его подсистеме сбора и передачи данных;

в) завершение разработки, проведения испытаний, выпуск и поставки серийных изделий на объекты КСЭОН и Ситуационный центр Федерального агентства связи;

г) проведение проектно-изыскательских и проектных работ;

д) размещение заказов на закупку и поставку специального оборудования;

е) монтажные и пусконаладочные работы на объектах, включенных в состав пускового района Ситуационного центра Федерального агентства связи;

и) комплексные и государственные испытания пускового района Ситуационного центра Федерального агентства связи;

к) уточнение схемы организации связи Ситуационного центра Россвязи;

л) совершенствование нормативно-правовой базы Ситуационного центра Федерального агентства связи;

м) подготовку должностных лиц Ситуационного центра Россвязи к работе с использованием программно-технических средств.

На третьем этапе (2016-2017г.г.) необходимо осуществить:

а) проведение занятий, учений и тренировок по организации эксплуатации и поддержанию в готовности Ситуационного центра Федерального агентства связи;

б) организацию взаимодействия Ситуационного центра Россвязи с создаваемой единой государственной системой обнаружения и предупреждения компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру и оценки уровня реальной защищенности;

в) внедрение комплексных систем защиты и обеспечения информационной безопасности Ситуационного центра Федерального агентства связи, отвечающих современному уровню развития информационных, телекоммуникационных технологий, технологий управления и защиты информации, минимизирующих участие эксплуатационного персонала в настройке и эксплуатации входящих в их состав программно-аппаратных средств;

г) ввод в эксплуатацию на территории субъектов Российской Федерации шлюзовых элементов Ситуационного центра Россвязи к КСЭОН и организацию их функционирования в составе территориальных подсистем РСЧС, включение их в подсистему сбора и передачи данных Ситуационного центра.

  1. Организация и финансирование работ


Государственным заказчиком-координатором развертывания и эксплуатации Ситуационного центра мониторинга и контроля состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН является Россвязь.

Создание и развитие Ситуационного центра Россвязи осуществляется в соответствии с программными мероприятиями Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденными установленным порядком.

Мероприятия и работы по подключению оборудования региональных автоматизированных систем оповещения, автоматизированных систем управления операторов связи сети связи общего пользования и сетей связи специального назначения единой сети электросвязи России к Ситуационному центру Россвязи осуществляются согласно плановым мероприятиям развертывания и развития региональных КСЭОН соответствующими уполномоченными органами управления в пределах их бюджетов.

Общий объем финансирования развертывания и эксплуатации Ситуационного центра Россвязи формируется за счет средств федерального бюджета, за счет средств федеральных органов исполнительной власти, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.



Примерный перечень статей затрат, необходимых на проектирование, строительство и эксплуатацию Ситуационного центра приведен в Приложении 1.

Приложение 1


Основные статьи затрат и расходов на проектирование, строительство и эксплуатацию Ситуационного центра

№ п/п

Наименование статьи затрат

Капитальные затраты

1.

Проектирование интеграционной платформы, включая разработку универсального интерфейса присоединения ПАК региональных КСЭОН

2.

Проектирование подсистем Ситуационного центра

3.

Закупка оборудования для строительства интеграционной платформы

4.

Закупка оборудования для подсистем Ситуационного центра

5.

Закупка необходимого программного обеспечения для подсистем ситуационного центра

6.

Строительно-монтажные и пуско-наладочные работы

7.

Обеспечение присоединения ПАК региональных КСЭОН к интеграционной платформе Ситуационного центра

8.

Набор и обучение персонала

9.

Разработка нормативной правовой базы, регулирующей работу Ситуационного центра

Операционные затраты

10.

Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования подсистем Ситуационного центра

11.

Фонд оплаты труда персонала Ситуационного центра

12.

Развитие и переобучение персонала

13.

Лицензионные платежи за использование программного обеспечения Ситуационного центра

14.

Аренда каналов передачи данных между ПАК региональных КСЭОН и интеграционной платформой Ситуационного центра



1 от 07.07.2003г. № 126-ФЗ.

2 от 21.12.1994г. № 68-ФЗ.

3 от 12.02.1998г. № 28-ФЗ.

4 Согласно статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения" от 02.07.2013г. № 158-ФЗ.

5 Согласно статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения" от 02.07.2013г. № 158-ФЗ.

6 Согласно "Положению по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", введенному в действие приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005г. №877/138/597.

7 Согласно «Положению по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», введённому в действие приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 г. № 877/138/597.

8 В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 320

9 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации" от15.01.2013г. № 31с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница