География Класс 8 класс Количество часов за год (в неделю) 68 часов,2 часа в неделю Составители Головко Светлана Викторовна Цель курса Цели и задачи курса



Скачать 277.33 Kb.
Дата09.02.2018
Размер277.33 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 66 г.Сочи

Аннотация к рабочим программам


Название предмета

География

Класс

8 класс

Количество часов за год (в неделю)

68 часов,2 часа в неделю

Составители

Головко Светлана Викторовна

Цель курса

Цели и задачи курса:

- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.




Структура курса

8 класс. География России. Часть I. Природа России

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

4

Карта и её математическая основа

1

Давать определение понятиям: карта, математическая основа карты, картографические проекции, объяснять: специфику математической основы карт; особенности топографических карт; определять: вид картографической проекции; Объяснять, почему возникают на карте искажения изображения земной поверхности.







Топографическая карта

1

Давать определение понятиям: топографическая карта, магнитное склонение. Объяснять и определять: особенности топографических карт; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности, смогут ориентироваться по топографической карте.







Космические и цифровые источники информации

1

Давать определение понятию: космическая картография.

Анализировать использование сканирования в географических исследованиях. Определять, что такое мониторинг и каково его назначение. Задумаются о сути космических методов исследования.









Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Географическая карта и источники географической информации»

1

Объяснять: специфику математической основы карт; особенности топографических карт; определять: определять вид картографической проекции; особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира

5

Географическое положение России

1

Давать определение понятиям: географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи. Определять, чему равна площадь России, с какими государствами граничит Россия, крайние точки территории страны. Выявлять особенность государственной границы России.







Природные условия и ресурсы

1

Давать определение понятиям: российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы. Анализировать влияние географического положения на особенности природных условий и ресурсов территории.

Выявлять, как человек приспосабливается к природным условиям. Определять, какими ресурсами богата территория России.









Часовые пояса и зоны

1

Давать определение понятиям: местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время. Объяснять, почему в различных точках России разное время. Определять, как исчисляется время. Объяснять отличие местное время от декретного.







Решение задач на определение поясного времени

1

Давать определение понятиям: местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время. Объяснять, почему в различных точках России разное время. Определять, как исчисляется время. Объяснять отличие местное время от декретного.







Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Россия на карте мира»

1

Объяснять специфику географического положения России;

особенности приспособления человека к природным условиям; особенности проведения государственной границы России; специфику исчисления времени на территории России. Определять: различия во времени на территории России; страны-соседей.



Тема 3. История изучения территории России

5

Русские землепроходцы XI–XVII вв

1

Объяснять особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития.

Определять следствия географических открытий и путешествий.









Географические открытия XVIII–XIX вв

1

Объяснять особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Определять следствия географических открытий и путешествий, объяснять причины Камчатских экспедициях первой половины XVIII в. Рассказывать, кто из российских путешественников занимался исследованием территории страны в XVIII–XIX вв., кто составил первое географическое описание территории России.







Географические исследования в XX в.

1

Объяснять особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития, практическую значимость изучения нашей страны. Определять следствия географических открытий и путешествий. Показывать на карте, какие территории были изучены в ХХ в. Рассказывать, кто из учёных внёс вклад в изучение территории России.







Роль географии в современном мире

1

Давать определение понятию географический прогноз.

Ставить цели и задачи современной географии.









Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «История изучения территории России»

1

Объяснять особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Определять следствия географических открытий и путешествий.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф

6

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

1

Давать определение понятиям: геологическая карта, геохронология, читать геохронологическую таблицу

Работать с геологической картой









Тектоническое строение

1

Давать определение понятиям: платформа, щит, складчатый пояс, анализировать строении земной коры на территории России. Выявлять закономерности строения платформ.

Определять виды складчатых поясов.









Общие черты рельефа России

1

Давать определение понятиям: равнина, горы, природный район. Классифицировать формы рельефа по высоте

Делать выводы о распределении форм рельефа в пределах страны. Выявлять факторы, повлиявшие на формирование рельефа территории. Показывать на карте крупные формы рельефа России









Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

1

Давать определение понятиям: полезные ископаемые, месторождение. Классифицировать полезные ископаемые по происхождению. Выявлять виды полезных ископаемых, характерных для территории России. Выявлять взаимосвязи понятия «бассейн» и «полезные ископаемые».







Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека

1

Определять, какие стихийные природные явления происходят в литосфере в границах

России.








Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Геологическое строение и рельеф»

1

Объяснять особенности геологического летоисчисления, особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых, особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России, характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека, сущность экологических проблем в литосфере на примере России.

Определять основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых, районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России, по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.



Тема 5. Климат России

8

Факторы, определяющие климат России

1

Давать определение понятиям: климат, климатообразующие факторы, климатический пояс. Объяснять особенности климата России, особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей. Определять по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России.







Распределение тепла и влаги по территории России

1

Определять климати­ческие показатели для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Выявлять закономерности в распреде­лении климатических показателей на территории России.







Климаты России

1

Объяснять особенности климата России. Определять основные черты климата России, по картам выделять

типы климатов отдельных регионов России, факторы формирования климата отдельных регионов России,

закономерности размещения климатических поясов на территории России.








П/р. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата

1

Объяснять особенности климата России. Определять основные черты климата России, по картам выделять

типы климатов отдельных регионов России, факторы формирования климата отдельных регионов России,

закономерности размещения климатических поясов на территории России.








Воздушные массы и атмосферные фронты

1

Давать определение понятиям: атмосферный фронт, типы атмосферных фронтов. Объяснять особенности климата России, районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России.







Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны

1

Давать определение понятиям: циклон и антициклон, циклональный и антициклональный тип погоды. Выявлять признаки погод. Объяснять особенности климата России, прогнозировать погоду на ближайшее время.







Атмосфера и человек

1

Объяснять особенности климата России, характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека,

сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.









Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Климат России»

1

Объяснять особенности климата России, особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей, характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. Определять основные черты климата России, районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России, по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; типы климатов отдельных регионов России, факторы формирования климата отдельных регионов России, закономерности размещения климатических поясов на территории России.

Тема 6. Гидрография России

8

Моря, омывающие территорию России

1

Давать определение понятиям: море, внутренне и окраинное, объяснять особенности морей, омывающих территорию России; показывать на физической карте объекты гидрографии







Характеристики реки

1

Давать определение понятиям: река, бассейн реки, бассейн океана, водораздел, гидрологический режим, половодье, весеннее и летнее половодье, межень, паводок. Определять состав внутренних вод на территории страны. Наносить на контурную кар­ту водоразделы океанских бассейнов.







Реки России

1

Определять реки, относящиеся к бас­сейнам разных океанов, по физичес­кой карте. Определять падение, уклон, особен­ности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения круп­нейших рек, рельефом и климатом по тематическим картам и климатограммам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану. Подготавливать и обсуждать презента­ции о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России







Озёра и болота

1

Давать определение понятию: озеро, болото. Определять типы озер по происхожде­нию озерных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную кар­ту разные виды озер России. Опреде­лять основные районы распростране­ния озер и болот. Рассказывать об озёрах-рекордсменах на территории России. Выявлять закономерности в размещении озёр. Анализировать причины образования болот.







Природные льды

1

Опреде­лять основные районы распростране­ния горного и покровного оле­денения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам, определять значение природных льдов в жизни человека.







Великое оледенение

1

Давать определение понятиям: ледниковые периоды, бараньи лбы, морена, моренные холмы. Объяснять, на каких территориях России влияние ледника ощущалось в наибольшей степени, как ледник изменил рельеф территории. Объяснять влияние ледника на формирование природного комплекса.







Гидросфера и человек. Водные ресурсы

1

Давать определение понятию водные ресурсы и объяснять их назначение. Объяснять взаимное влияние человека и гидросферы друг на друга. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий.







Обобщение и контроль и коррекция знаний по теме «Гидрография России»

1

Объяснять: особенности морей, омывающих территорию России; особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере на примере России; определять: основные черты морей, омывающих территорию России; районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод; по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России; по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.

Тема 7. Почвы России

3

Формирование и свойства почвы

1

Объяснять условия формирования почв, особенности строения и состава почв. Определять основные свойства почв на территории России.







Зональные типы почв

1

Давать определение понятий почвенные ресурсы. Определять главные зональные типы почв и закономерности их распростра­нения на территории страны по карте почв. Определять почвенные горизон­ты, свойства главных типов почв, срав­нивать их строение и плодородие по типовым схемам. Определять структуру земельного фон­да России. Оценивать почвенные ре­сурсы страны.







Обобщение и контроль и коррекция знаний по теме «Почвы России»

1

Объяснять условия формирования почв, особенности строения и состава почв, специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования, особенности почвенных ресурсов России. Определять основные свойства почв на территории России, по картам закономерности размещения почв по территории России и по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

Тема 8. Растительный и животный мир России

3

Растительный и животный мир России

1

Выявлять факторы, определяющие со­став и разнообразие органического мира России. Прогнозировать послед­ствия изменения растительного и жи­вотного мира территории при задан­ных условиях изменения других ком­понентов природного комплекса. Определять состав биологических ре­сурсов.







Ресурсы растительного и животного мира

1

Давать определение понятиям: биологические ресурсы, виды биологических ресурсов. Делать выводы о разнообразии биологических ресурсов на территории России.

Объяснять зачем создаются особо охраняемые природные территории. Называть и показывать на карте где в России расположены особо охраняемые природные территории. Выявлять особенности исполь­зования человеком разных видов био­логических ресурсов.









Обобщение и контроль и коррекция знаний по теме «Растительный и животный мир России»

1

Выявлять факторы, определяющие со­став и разнообразие органического мира России. Прогнозировать послед­ствия изменения растительного и жи­вотного мира территории при задан­ных условиях изменения других ком­понентов природного комплекса. Определять состав биологических ре­сурсов. Выявлять особенности исполь­зования человеком разных видов био­логических ресурсов. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагопри­ятных изменениях растительного и жи­вотного мира России и региона своего проживания в результате хозяйствен­ной деятельности. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительно­го и животного мира России, своей местности

Тема 9. Природные зоны России

7

Природные комплексы России

1

Давать определение понятиям: природный комплекс, природная зона. Объяснять отличия природных комплексов друг от друга, характер влияния человека на природные условия природных зон. Определять условия формирования природно-хозяйственных зон, особенности размещения природных зон на территории России, специфические черты природно-хозяйственных зон.







Природные зоны Арктики и Субарктики

1

Давать определение понятиям: арктические пустыни, тундра, лесотундра. Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в арктических пустынях, тундре и лесотундре на основе анализа физической карты, карт компо­нентов природы, схем связей компо­нентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.







Леса умеренного пояса

1

Давать определение понятиям: лесные зоны умеренного пояса, тайга, смешанные и широколиственные леса. Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в тайге, смешанных и широколиственных лесах на основе ана­лиза физической карты, карт компо­нентов природы, схем связей компо­нентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.







Безлесные зоны юга.

1

Давать определение понятиям: лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность. Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в лесостепи, степи и полупустынях. На основе ана­лиза физической карты, карт компо­нентов природы, схем связей компо­нентов в природных комплексах выявлять причинно-следственные связи между геог­рафическим положением и характером высотной поясности территории. Выяв­лять особенности проявления высот­ной поясности различных горных сис­тем России.







Высотная поясность

1

Давать определение понятиям: высотная поясность. Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в зонах высотной поясности. Выяв­лять особенности проявления высот­ной поясности различных горных сис­тем России.







Природно-хозяйственные зоны

1

Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и райо­нов распространения высотной пояс­ности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Делать выводы: какие виды хозяйствования характерны для природно-хозяйственных зон России, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека.

Определять особенности распростра­нения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.









Обобщение и контроль и коррекция знаний по теме «Природные зоны России»

1

Объяснять условия выделения и размещения природных районов, специфические черты природы природных районов. Определять географические особенности природных районов, характер влияния человека на природу природных районов.

Тема 10. Крупные природные районы России

13

Островная Арктика

1

Давать определение понятиям: Островная Арктика, покровный ледник. Выявлять особенности природы Островной Арктики: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории

показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.









Восточно-Европейская равнина

1

Выявлять особенности природы Восточно-Европейской равнины: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории, показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории.







Восточно-Европейская равнина

1

Выявлять особенности природы Восточно-Европейской равнины: выявлять особенности и показывать на карте природные зоны территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсы и их использования. Выделять подрайоны в пределах Восточно-Европейской равнины.







Северный Кавказ

1

Выявлять особенности природы Северного Кавказа: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории, показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования. Этапы Достопримечательности. Топонимика.







Крым

1

Выявлять особенности природы полуострова Крым: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Урал – каменный пояс России

1

Выявлять особенности природы Уральских гор: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность

1

Выявлять особенности природы Уральских гор: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Западно-Сибирская равнина

1

Выявлять особенности природы Западно-Сибирской равнины: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Средняя Сибирь

1

Выявлять особенности природы Средней Сибири: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Северо-Восточная Сибирь

1

Выявлять особенности природы Северо-Восточной Сибири: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Пояс гор Южной Сибири

1

Выявлять особенности природы пояса гор Южной Сибири: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Дальний Восток

1

Выявлять особенности природы Дальнего Востока: географического положения территории, основных этапов ее освоения, должны характеризовать: особенности климата территории. Показывать на физической карте России, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, определять и показывать на карте основные речные системы, озера территории, объяснять своеобразие природы. Оценивать природные ресурсе и их использования.







Обобщение и контроль и коррекция знаний по теме «Крупные природные районы России»

1

Объяснять условия выделения и размещения природных районов, специфические черты природы природных районов. Определять географические особенности природных районов, характер влияния человека на природу природных районов.

Тема 11. Общая географическая характеристика родного края

4

Особенности физико-географического положения Краснодарского края.

1

Давать определение понятиям: географическое положение, государственная граница, соседи. Определять, чему равна площадь родного края, крайние точки территории.








Рельеф, полезные ископаемые, климат.

1

Давать определение понятиям: геологическая карта, геохронология, полезные ископаемые, климатообразующие факторы, читать геохронологическую таблицу. Делать выводы о распределении форм рельефа в пределах страны.

Выявлять факторы, повлиявшие на формирование рельефа территории. взаимосвязи размещения месторождений полезных ископаемых с геологическим строением территории, причины формирования климата. Показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых









Разнообразие внутренних вод. Закономерности распространения почв

1

Определять реки родного края, относящиеся к бас­сейнам разных океанов, показывать их на физичес­кой карте, знать особен­ности питания и режима крупных рек, типы озер по происхожде­нию озерных котловин, солености, размерам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения круп­ных рек, рельефом и климатом родного края. Объяснять условия формирования почв, особенности строения и состава почв. Делать выводы о разнообразии биологических ресурсов на территории родного края.







Природные комплексы. Охрана природы.

1

Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и на территории родного края по карте природных зон и физической карте России. Определять особенности распростра­нения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.

Заключение. Природа и человек

2

Природа и человек

1

Объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. определять: закономерности размещения различных видов природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.







Обобщение по курсу «Физическая география России»

1

Объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. определять: закономерности размещения различных видов природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Итого

68




68



Руководитель МО социально-гуманитарного цикла



Невзорова Н.Н.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг
2014 -> Программа факультативных занятий для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения
2014 -> Умк учебной дисциплины экономическая география и регионалистика Специальность 080105 «Финансы и кредит» Квалификация (степень) выпускника специалист
2014 -> 2. Учебные задачи дисциплины
2014 -> Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании информатики
2014 -> Векторы преодоления процессов деградации: водные акценты в экологической ситуации россии и ее регионов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©geo.ekonoom.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница